Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Аленушка» города Евпатории Республики Крым» 297408, Российская Федерация, Республика Крым, г. Евпатория, ул. Дм.Ульянова, 41/1 ОГРН – 1149102178158, ИНН – 9110087184, КПП - 911001001 т:(36569) 2-51-09 sadik_alenuschka-evp@crimeaedu.ru СОГЛАСОВАНО Управляющим советом МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка» Протокол от 29.08.2024г. №3 УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Приказом заведующего МБДОУ «ДС № 15 МБДОУ «Детский сад №15 «Аленушка» «Аленушка» № 640/01-17 от Протокол 29.08.2024 г. от №3от 29.08.2024 г. Положение о психолого-педагогической службе в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 15 «Аленушка» города Евпатории Республики Крым» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки Российской Федерации №1155 от 17.10.2013г., с изменениями на 21 января 2019 года, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10.1999г, «Концепцией развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года» от 18.06.2024 г., № СК-13/07вн, Федеральными Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися организации психологического сопровождения в дошкольном учреждении, Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Настоящее Положение определяет цель, задачи, направления деятельности и организационную структуру службы, устанавливает права и обязанности, порядок управления и взаимодействия всех членов психолого-педагогической службы и направлено на утверждение статуса данной службы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 15 «Аленушка» города Евпатории Республики Крым» (далее - ДОУ). 1.3. Под Службой понимается организационная структура, определяющая совместную деятельность педагога-психолога и специалистов ДОУ, ориентированную на психологическое обеспечение образовательной деятельности. 1.4. Правовой и организационно-методической основой формирования психологопедагогической службы в ДОУ выступают: • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 22.10.1999г. № 636; • Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года» от 18.06.2024 г., № СК-13/07вн; • Приказ Минобразования и науки России №536 от 11.05.2016 г «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; • Распоряжение Минпросвещения РФ №Р-93 от 09.09.2019 г. «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; • настоящее Положение. 1.5. Психолого-педагогическая служба в ДОУ руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Законами, Постановлениями и решениями Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях. 1.6. Деятельность психолого-педагогической службы представляет собой сопровождение ребенка, его психологических нужд в период его нахождения в дошкольном образовательном учреждении. 1.7. Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности педагогапсихолога, учителя-логопеда, направленная на создание социальнопсихологических условий для успешного развития в ситуациях дошкольного взаимодействия». 1.8. Объектом психолого-педагогической службы дошкольного образовательного учреждения является процесс развития и воспитания в соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, предметом - социально-психологические условия успешного воспитания и развития. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 2.1. Цели: • содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного пространства в соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования дошкольников и подготовке педагогического коллектива ДОУ к освоению психологопедагогических основ социализации ребенка; • помощь администрации и педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития личностноориентированного и воспитательно-образовательного пространства, психологические условия для раскрытия и развития индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия всех субъектов образовательных отношений – детей, родителей (законных представителей), педагогов и специалистов; • содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; • оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) в воспитании, обучении и развитии детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 2.2. Основные задачи: • психологический анализ социальной ситуации развития единого воспитательнообразовательного пространства, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения; • обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны здоровья, психического и личностного развития воспитанников ДОУ, их познавательных интересов и продуктивной деятельности; • содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей, формирование у воспитанников детского сада способности к самоопределению и саморазвитию; • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей, их интеллектуальном и личностном развитии; • помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в осуществлении взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению инновационных педагогических технологий воспитания и обучения, нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом; • психологическое обеспечение образовательных и воспитательных программ в целях адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям дошкольников; • обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в решении педагогических задач, предоставление научно-методических материалов и разработок в области психологии для практического использования в деятельности педагогов и специалистов; • содействие распространению и внедрению в практику дошкольного образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной психологии. 3. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 3.1. Деятельность психолого-педагогической службы ДОУ обеспечивается под непосредственным руководством заведующего ДОУ, старшего воспитателя и координируется нормативно-правовой и методической базой ДОУ. 3.2. Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность за ее организацию в ДОУ возлагается на заведующего. 3.3. Назначение на должность педагога-психолога, учителя-логопеда и иных специалистов задействованных в работе Службы определяется согласно штатных единиц ДОУ на основании документов об образовании и стажа профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования Российской Федерации. Деятельность психолого-педагогической службы осуществляется специалистами ДОУ, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология», «дефектология», «логопедия» и получившим соответствующую квалификацию, имеющим диплом государственного образца. 3.4. В деятельности психолого-педагогической службы ДОУ выделяется три вида помощи: первичная, квалифицированная и специализированная. 3.5. Первичная помощь, консультирование оказывается педагогом-психологом, участникам ДОУ: педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся. 3.6. Квалифицированная помощь обучающимся, нуждающимся в психологопедагогической и социальной помощи (развивающие и коррекционные индивидуальные, групповые занятия) оказывается педагогом-психологом и иными специалистами согласно приказа по ДОУ. 3.7. Психолого-педагогическая служба ДОУ является составляющей службой здоровья, в состав которой входят: - заведующий; - старший воспитатель; - педагог-психолог; - старшая медицинская сестра (поддерживающая соматическое состояние здоровья воспитанников). Данные специалисты обеспечивают специализированную помощь, продуктивное психологическое сопровождение. 3.8. Специалисты, входящие в состав Службы сопровождения, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с запросом ОрганизацииДОУ. Сопровождение обучающихся проводится по соглашению с родителями (законными представителями), оформленному в письменном виде. Служба психолого-педагогического сопровождения работает по плану, утвержденному заведующим и согласованному с руководителем службы. 3.9. Деятельность педагога-психолога ограничена нормативами. Недельная ставка педагога - психолога составляет 36 часов, из которых 18 часов являются присутственными (основными), другие 18 часов – методическими (подготовительными) для подготовки соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов. 3.10. По отношению к детям раннего возраста осуществляются адаптационные меры при переходе из домашней среды в дошкольное образовательное учреждение. 3.11. По отношению к обучающимся групп осуществляются адаптационные меры при переходе из группы в группу, а также коррекция психического развития обучающихся, их эмоциональной сферы через индивидуальные и подгрупповые занятия. 3.12. По отношению к воспитанникам с ТНР, и иными ОВЗ в т.ч. инвалидностью – осуществляются развивающие и коррекционные групповые занятия, психологическое сопровождение. 3.13. Исходя из результатов диагностики, обучающимся оказывается психопрофилактическая поддержка, проводится индивидуальная работа по развитию интеллектуальных способностей и подгрупповая по развитию эмоциональной сферы. 3.14. Коррекционно-развивающую работу с обучающимися педагог-психолог осуществляет согласно приоритетных проблем, значимых для ОрганизацииДОУ, программ, утвержденных Педагогическим советом и диагностических результатов познавательных возможностей, особенностей всей когнитивной сферы ребенка, проведенных на основе валидных разработок (методик). 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 4.1. Служба создается приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения. 4.2. Деятельность Службы обеспечивается под непосредственным руководством заведующего, являющегося председателем Службы, и координируется старшим воспитателем (заместителем председателя Службы). 4.3. Деятельность Службы осуществляется в соответствии с планом работы, утвержденным заведующим ДОУ. 4.4. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, общественными организациями, оказывающими помощь в воспитании и развитии детей. 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 5.1. Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным сотрудничеством с администрацией, педагогами, родителями (законными представителями) воспитанников ДОУ через: • психолого-педагогическое просвещение (проведение обучающих семинаров – тренингов, бесед); • психопрофилактику; • диагностическую работу; • коррекционно-развивающую работу; • консультативную деятельность. 5.1.1 Основное время продуктивной деятельности используется педагогомпсихологом на: • психопрофилактическую работу по адаптации воспитанников к условиям дошкольного образовательного учреждения; • индивидуальное обследование (познавательных, эмоциональных, личностных и социально-психологических особенностей); • групповое обследование (диагностика на готовность воспитанников ДОУ к школьному обучению, состояние эмоционально-психологического климата в группе); • индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников по результатам индивидуальных и групповых обследований; • индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; • подгрупповые коррекционно-развивающие занятия; • просветительская работа (просветительские мероприятия); • экспертная работа (оценка психологической комфортности и безопасности образовательной среды ДОУ). 5.1.2. Подготовительное время (методические часы) отводятся на: • организационно-методическую работу 5.2. Проведение психологической диагностики и коррекционно-развивающих занятий осуществляется только с согласия родителей. 5.3. Психологическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников через консультации, участие в педагогических советах, родительских собраниях, проведение тренингов по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. 5.4. Взаимодействие с членами коллектива ДОУ по вопросам развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения. 5.5. Составление индивидуальных образовательных программ (маршрутов) для детей группы риска с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 5.6. Проведение различных видов работ по развитию благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении. 5.7. Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки педагогического коллектива, профилактике профессионального выгорания. 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 6.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации педагог-психолог, как и любой специалист психолого-педагогической службы ДОУ несет персональную ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность рекомендаций. 6.2. Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за сохранение протоколов обследований, ведение документации психолого-педагогической службы в соответствии с формами установленного образца. 6.3. Каждый специалист психолого-педагогической службы дошкольного образовательного учреждения несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной компетенции. 6.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психологопедагогической службы ДОУ: • рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей профессиональной компетенции; • применяют современные научно обоснованные методы профилактической, диагностической, развивающей и коррекционной работы; • в решении всех вопросов исходят из интересов воспитанника детского сада, задач его полноценного психического и физического развития; • выполняют распоряжения и указания соответствующих органов управления образованием, администрации дошкольного образовательного учреждения; • взаимосвязаны с социальной службой, ТПМПК; • оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения в решении основных проблем воспитательнообразовательной деятельности, необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем; • содействуют развитию психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах детской психологии, дефектологии, педагогики, соблюдения прав детей; • ведут запись и регистрацию всех обращений родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов; • повышают свой профессиональный уровень. 6.5. Участники психолого-педагогической службы имеют право: Педагог-психолог: • на сокращенную рабочую неделю по согласованию с заведующим дошкольным образовательным учреждением. Все участники психолого-педагогической службы ДОУ: • на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующими распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные гарантии и др.); • самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками, родителями (законными представителями) и педагогическими работниками, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные направления; • на создание администрацией дошкольного образовательного учреждения условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; • отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его деятельности, определяемым настоящим Положением; • знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности; • обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья воспитанников, а также по вопросам их социального положения и прочих; • участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и административных советов дошкольного образовательного учреждения, в работе комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка; • вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений; • выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научно-популярных газетах, журналах и пр.; • обращаться, в случае необходимости, через заведующего ДОУ с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам предоставления помощи воспитанникам. 7. ПООЩРЕНИЯ 7.1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач члены психологопедагогической службы ДОУ могут поощряться согласно положениям Трудового Кодекса Российской Федерации, Коллективного договора, Устава и по приказу заведующего дошкольным образовательным учреждением. 7.2. Показателями качества работы психолого-педагогической службы являются: • качество и своевременность проводимых обследований по направлениям деятельности; • надежность принимаемых на их основе решений; • эффективность психолого-педагогических воздействий на участников воспитательно-образовательных отношений; • качество оформления заключений и рекомендаций; • уровень трудовой дисциплины в дошкольном образовательном учреждении. 7.3. Сотрудники психолого-педагогической службы поощряются за выполнение следующих показателей: • увеличение контингента воспитанников, прошедших психолого-педагогическое обследование и получивших квалифицированную помощь; • рост числа выпускников с высоким уровнем готовности к школьному обучению; • уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью адаптации к детскому саду; • расширение круга родителей (законных представителей) воспитанников, получивших необходимую консультационную помощь; • сокращение текучести кадров, как результат эффективной работы с персоналом дошкольного образовательного учреждения; • своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения. 7.4. Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении осуществляются руководителем психолого-педагогической службы исходя из фактически отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат. 8. ДОКУМЕНТАЦИЯ И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДОУ 8.1. Члены психолого-педагогической службы ведут следующую документацию и отчетность: • годовой план работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения; • рабочая программа педагога-психолога на учебный год; • аналитическая справка по результатам проведенного психодиагностического исследования; • журнал консультаций педагога-психолога; • журнал учета видов работ педагога-психолога; • журнал учета подгрупповых форм работы; • план индивидуальной психолого-социальной помощи ребенку или индивидуальный образовательный маршрут; • программа коррекционно-развивающих занятий с учетом: - требований к авторским программам; - комплексно-тематического планирования; - планирования подгрупповых и индивидуальных занятий. • аналитический отчет за прошедший учебный год. 8.2. В конце учебного года педагог-психолог представляет следующие отчеты: • аналитическую справку по результатам психологического мониторинга; • аналитический отчет за прошедший учебный год; • материалы из опыта работы по приоритетной деятельности. 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 9.1. Настоящее Положение о психолого-педагогической службе является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1 настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.