Рабочая программа музыкального руководителя на 2023-2024 уч. год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Аленушка» города Евпатории Республики Крым»
297408, Российская Федерация, Республика Крым,
г. Евпатория, ул. Дм.Ульянова, 41/1
ОГРН – 1149102178158, ИНН – 9110087184, КПП - 911001001
т:(36569) 2-51-09 sadik_alenuschka-evp@crimeaedu.ru
Принят
педагогическим советом
МБДОУ «ДС №15 «Аленушка»
(протокол № ___3_
от « 30» августа 2023г

Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«ДС №15«Аленушка»
Е.В.Федулова
Приказ № 648/01-17
от « 30 » августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
музыкального руководителя по реализации ОПДО
с учетом федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.

Музыкальный руководитель:
Ибрагимова А.Н.
Высшая категория, пед. стаж 24г.

г. Евпатория.

Содержание
Целевой раздел:
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи:
1.3. Перечень

программ и педагогических технологий

1.4.Нормативно-правовая база.
1.5.Структура музыкальной организованной образовательной деятельности.
1.6 .Условия реализации программы.
1.7 Связь с другими образовательными областями.
1.8 Возрастные психофизические особенности детей.
1.9 Планируемые результаты.
Содержательный раздел:
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательной области

художественно – эстетическое развитие (Музыка)
2.2. Комплексно тематическое планирование
2.3. Система работы с родителями

Организационный раздел:
3.1 .Оформление предметно – пространственной среды.
3.2. Учебно – методическое сопровождение.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка

1.

Наименование
программы

Основные
разработчики
программы

Цель
программы

Основные задачи
Программы

Перечень
программ
и
педагогических
технологий

ОП ДО
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №15 «Аленушка» города
ЕвпаторииРеспублики Крым
Федулова Елена Викторовна - заведующий муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №15 «Аленушка» города Евпатории
Республики Крым»
Создать модель дошкольного образовательного учреждения,
ориентированную на сохранение и укрепление физического,
психического здоровья интеллектуальное, творческое развитие и
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в
процессе реализации программы .
1. Укрепить и сохранить физическое и психическое здоровье
детей посредством использования здоровьезберегающих
технологий в воспитательно-образовательном процессе и
совершенствования
системы
взаимодействия
педагогов,
медицинских
работников
и
родителей.
2. Создание условий для развития интеллектуальных,
творческих
способностей
и
воспитания
нравственнопатриотических
чувств
у
дошкольников
посредством
приобщения детей к системе общечеловеческих ценностей,
формирование любознательности, познавательного интереса и
создание системы взаимодействия родителей и педагогов.
3. Повысить уровень достижений воспитанников посредством
расширения спектра дополнительных образовательных услуг,
ориентированных на возраст и уровень интеллектуального,
творческого и физического развития дошкольников.
4.Создание
максимальных
условий,
обеспечивающих
художественно-эстетическое
развитие
воспитанников
дошкольного учреждения.
ОП дошкольного образования МБДОУ разработана на основе:
ФОП ДО, подготовленной в соответствии с ФГОС ДО (приказ
МОН РФ 17.10.2013г № 1155)
с использованием парциальных программ и педагогических
технологий:
Региональная парциальная программа по гражданско-












патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
«Крымский веночек» (рассмотрена и одобрена решением
коллегии Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 01.03.2017 №1/7).
Нормативно-правовой базой
для разработки ОП ДО МБДОУ «ДС №15
«Аленушка» является:
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) с
изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.,17 февраля 2023 г.;
 – Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утв. приказом
Министерства просвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028).
 Региональная программа по межкультурному образованию детей дошкольного
возраста в Крыму «Крымский веночек» (утверждена решением коллегии МОН
АРК
 №6-4 22.08.2004г.) (составители: Мухоморина Л. Г., Араджиони М.А.)
1.4 Структура музыкальной организованной образовательной деятельности:
(структура ООД может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)
музыкально – ритмические движения
развитие чувства ритма, музицирование, аудиальное развитие
пальчиковая гимнастика
слушание, фантазирование
распевание, пение

пляски, игры, хороводы
музыкотерапия
1.5 Условия реализации программы:
1. Организация ООД:
проводятся два раза в неделю в музыкальном зале, в первой и второйполовине дня.
длительность
ООД от 10 до 30 минут, в зависимости от возраста
воспитанников.
Рабочая программа рассчитана на 5 лет обучения:
1 год –группа раннего возраста
2 год - вторая младшая группа с 3 до 4 лет;
3 год - средняя группа с 4 до 5 лет;
4 год – старшая группа с 5 до 6 лет;
5 год - подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет;
Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальной организованной
образовательной деятельности (ООД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в
соответствии с требованиями СанПин.
Группа

Возраст

Длительность занятия
(минуты)

Группа
раннего возраста
Младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная к
школе

С 2 до 3 лет

10

с 3 до 4 лет
с 4 до 5 лет
с 5 до 6 лет
с 6 до 7 лет

15
20
25
30

Музыкальные занятия имеют несколько разновидностей:
Виды занятий.
Характеристика.

1 . Индивидуальные
музыкальные занятия

Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей
раннего и младшего дошкольного возраста.
Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в
неделю. Для детей старшего дошкольного возраста
организуется с целью совершенствования и развития
музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального
исполнительства; индивидуальные сопровождения
воспитанника в музыкальном воспитании и развитии.

2. Подгрупповые
музыкальные занятия

Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в
зависимости от возраста дошкольников.

3. Фронтальные
занятие

Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их
продолжительность также зависит от возрастных
возможностей воспитанников.

4. Объединенные
занятия

Организуются с детьми нескольких возрастных групп.

5.Типовое (или
традиционное)
музыкальное занятия

Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей
(восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает
последовательно их чередование. Структура музыкального
занятия может варьироваться.

6. Доминантное
занятие

Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной
деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной
музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство
ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может
включать разные виды музыкальной деятельности , но при
одном условии – каждая из них направлена на
совершенствование доминирующей способности у ребенка).

7. Тематическое
музыкальное занятие

Определяется наличием конкретной темы, которая является
сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей.

8. Комплексные
музыкальные занятия

Основываются на взаимодействии различных видов искусства
– музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т.д.
Их цель – объединять разные виды художественной
деятельности детей(музыкальную, театрализованную,
художественно- речевую, продуктивную) обогатить
представление детей о специфики различных видов искусства
и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи
искусств.

9. Интегрированные
занятия

Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения
(интеграцией)содержание разных образовательных областей
программы, различных видов деятельности, разных видах
искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи
или темы, какого – либо явления, образа.

Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников в ДОУ.
Современные формы и методы музыкальной
Возраст Ведущая деятельность
деятельности
Игровое экспериментирование со звуками на
предметной основе;
Игры – эксперименты со звуками и игры –
путешествие в разнообразный мир
звуков(немузыкальных и музыкальных)
Предметное коллекционирование (выставка
Предметная, предметно 2-3
года
манипулятивная
погремушек, детских музыкальных
инструментов, любимых музыкальных
игрушек и т.д.)
Музыкально-игровые
приемы(звукоподражание)
Музыкальные и музыкально- литературные
загадки
Музыкально –пальчиковые и музыкально
логоритмические игры.
Музыкально-двигательные игры –
импровизации
Музыкальные сказки (слушание и
исполнительство)

Игровая (сюжетно – ролевая
игра)

Музыкально – сюжетно ролевые игры (песняигра)
Музыкальные игры-фантазирования)
Игровые проблемные ситуации на
музыкальной основе
Усложняющиеся игры-эксперименты и игры –
путешествия
Музыкально-дидактические игры
Игры – этюды по мотивом музыкальных
произведений
Сюжетные проблемные ситуации или
ситуации с ролевым взаимодействием
Концерты – загадки
Беседы, в т.ч. по вопросам детей о музыке.

Сложные интегративные
5-7 лет виды деятельности, переход
к учебной деятельности

Проблемные и ситуационные задачи, их
широкая вариативность, полипроблемность.
Музыкально-дидактическая игра.
Компьютерные музыкальные игры.
Исследовательская (Опытная) деятельность.
Проектная деятельность
Театрализованная деятельность
Хороводная игра
Музыкально- игры импровизации
Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
Музыкальные экскурсии и прогулки,
музыкальный музей.
Интегративная деятельность
Клуб музыкальных интересов
Коллекционирование ( в том числе
впечатлений)
Самостоятельная музыкальная деятельность
детей.

3-5 лет

Музыкальное занятие в рамках ООД состоит из трех частей
1.Водная часть
Музыкально – ритмические упражнения
Цель – настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных
движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть
Слушание музыки
Цель - приучить ребенка вслушиваться в звучание мелодии аккомпанемента,
создающих художественно - музыкальный образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение
Цель – развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию,
петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с
воспитателем.
В основную часть занятий включаются музыкально – дидактические игры,
направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развития
памяти и воображения, музыкально – сенсорных способностей.
3. Заключительная часть
Игра и пляска
1.6
Связь с другими образовательными областями.
Развитие музыкально-ритмической деятельности,
выразительности движений, двигательного творчества
на основе физических качеств и основных движений
«Физическая
детей. Использование музыкальных произведений в
культура»
качестве музыкального сопровождения двигательной и
продуктивной деятельности.
Формирование
первичных
ценностных
представлений о здоровье и здоровом образе жизни
«Здоровье»
человека.
Воспитание
культурно-гигиенических
навыков по охране детского голоса
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми
по поводу музыки. Воспитание слушательской
«Коммуникация» культуры (культуры восприятия музыки). Развитие
способности к регулированию громкости голоса и
темпа речи.
Использование
музыкальных
произведений,
продуктивной деятельности детей для обогащения
содержания
области
«Познание»,
расширение
«Познание»
кругозора детей в части элементарных представлений о
музыке как виде искусства.

« Социализация»

«Художественное
творчество»

Формирование первичных представлений о себе,
своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в
части культуры и музыкального искусства.
Воспитание культуры поведения в коллективной
музыкальной деятельности.
Использование музыкальных произведений в
качестве музыкального сопровождения продуктивной

«Труд»
«Чтение
художественной
литературы»

« Безопасность»

1.7

деятельности, развитие детского творчества.
Использование
музыкальных
произведений,
продуктивной деятельности детей для обогащения
содержания области «Труд»
Использование музыкальных произведений как
средства обогащения образовательного процесса,
усиления эмоционального восприятия художественных
произведений.
Формирование
основ
безопасности
жизнедеятельности в различных видах продуктивной
деятельности. Расширять представления детей о
способах безопасного поведения на дороге через
музыкально-игровую деятельность (Развлечения на
тему ПДД).

Возрастные особенности детей.

Возрастные особенности психического и физического развития детей от двух
до трех лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает
развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и
взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного
поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов
действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя
натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми
модели, которая выступает в качестве не толь­ко объекта подражания, но и образца,
регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает
развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает
самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих
предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах
видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает.
Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку,
который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные
грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со
взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает
примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством
общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды
деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они
совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине
третьего года жизни появляются действия с пред­метами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что
ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и
отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки,
что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из
двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3
годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими
искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность
заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации
разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и
зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным
состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и
произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У
детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы
самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний
возраст кризисом 3 лет. Ребенок сознает себя как отдельного человека, отличного от
взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом,
упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от
нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.
Возрастные особенности физического и психического развития детей
от трех до четырех лет.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его
общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только
членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка
выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными
возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая
становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий
с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими
предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия
с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая.
Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми,
неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают
формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете.
В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У
одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более
детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие
дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие
восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена
возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети
от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к
сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия. К концу
младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм
предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по
величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной
организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного
учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4
слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они
способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных
проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые
скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое
особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве
заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате
целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество
норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий
других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее
играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте
могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты
возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе
сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов
поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением
только начинает складываться; во многом поведение ребенка ещё ситуативно. Вместе
с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим
ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться
самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку
воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что
проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Возрастные особенности физического и психического развития детей
от четырех до пяти лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются
ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять
себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия
начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит
разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок
становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека
характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее
деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети
могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать
изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей.
Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также
планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой
и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом
возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают
через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым.
Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной
предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых
форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов
по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота,
длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает
складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на
запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и
т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными
использовать простые схематизированные изображения для решения несложных
задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается
предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут
сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно
встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное
преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные
феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если
ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и
спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что
белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ
будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как
оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую
сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в
памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикции.
Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса
животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают
ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети
занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при

взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со
взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы
конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится
познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения,
может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей
формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается
чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на
замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая
выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по
играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность,
соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к
развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны:
 с развитием игровой деятельности;
 появлением ролевых и реальных взаимодействий;
 с развитием изобразительной деятельности;
 конструированием
по
замыслу,
планированием;
совершенствованием
восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью
познавательной позиции;
 развитием
памяти,
внимания,
речи,
познавательной
мотивации,
совершенствования восприятия;
Возрастные особенности физического и психического развития детей
от пяти до шести лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят
свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь,
сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети
начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в
различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более
привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать
конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается
организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и
«периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре
«Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии
игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков.
Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления
детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно
рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут
отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и
динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто
встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив,

существенными
изменениями.
Изображение
человека
становится
более
детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали
деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от
имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца.
Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная
деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре,
шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа
конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом
случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя
его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в
этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить
образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и
называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину
объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти
различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Вспомним феномен Ж. Пиаже о длине извилистой и
прямой дорожек. Если расстояние (измеряемое по прямой) между начальной и
конечной точками более длинной, извилистой дорожки меньше расстояния между
начальной и конечной точками прямой дорожки, то прямая дорожка (которая
объективно короче извилистой) будет восприниматься детьми как более длинная.
Точно так же машинка, которая проехала меньший путь, но остановилась впереди
другой машинки, которая проехала больший путь, будет рассматриваться детьми как
проехавшая больший путь и ехавшая быстрее. Это свидетельствует о том, что в
различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные
сложности, особенно если они должны одновре­менно учитывать несколько
различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том
случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них
можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе
наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления
детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления,
отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о
цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об

увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий,
представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться
обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал,
что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах
объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако
начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так,
например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два
признака: цвет и форму ( материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного
опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет
активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в
сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический
строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются
словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и
антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
Основные достижения возраста характеризуются:
 *распределением ролей в игровой деятельности;
 *структурированием игрового пространства;
 *дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой
продуктивностью;
 *применением в конструировании обобщенного способа обследования образца;
 *восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов;
 *развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств
(схематизированные
представления,
комплексные
представления,
представления о цикличности изменений);
 *развивитием умения обобщать, причинное мышление, воображение,
произвольное внимание, речь, образ «Я».
Возрастные особенности психического и физического развития
детей от шести до семи лет.
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные
взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации,
например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который
не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может

быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию.
При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому
пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже
обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или
покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и
тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например,
исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется
инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок
может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые
детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают
более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными
становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно
изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют
женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые
сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у
детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной
деятельности.
Изображение
человека
становится
еще
более
детализированным
и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок.
Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными
способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные
конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе
сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся
симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе
зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый
материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой
будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее
выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по
собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа
бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный
вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их
пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны
целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать
сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических
отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе
бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной
прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками:

при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с
точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать
снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это
можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой
информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых
видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический
строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.
Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы,
антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной
образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды
монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
Основные достижения возраста связаны:
 *с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
 *дети осваивают формы позитивного общения с людьми;
 *развивается половая идентификация:
 *формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного
и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе
1.8 Планируемые результаты. Образовательная область «Музыка».
В 2-3 года.
Слушает музыкальное произведение до конца.
Узнает знакомые песни.
Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
Поет, не отставая и не опережая других.
Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать
попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки,
платочки и т. п.).
Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и
др.).
К концу второй младшей группы /3-4 года/
Слушает музыкальное произведение до конца.
знает знакомые песни.
Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
Поет, не отставая и не опережая других.

Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать
попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки,
платочки и т. п.).
Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и
др.).
К концу средней группы /4-5 лет/
Узнает песни по мелодии.
Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—
начинать и заканчивать пение.
Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в
соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами
по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами
(с куклами, игрушками, ленточками).
Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
К концу старшей группы /5-6 лет/
Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание
музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова,
своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального
инструмента.
Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в
прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на
месте, с продвижением вперед и в кружении).
Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая
другим детям.
Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.
К концу подготовительной группы /6 -7 лет/
Проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске детей из детского
сада в школу. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной
общеобразовательной программы: качества, которые он может приобрести в
результате освоения Программы (Модель выпускника ДОУ):
 физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в
двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту
гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
 любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем
мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен
самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской

деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
 эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на
произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные
произведения, мир природы;
 овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми
и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства
общения, владеет диалогической речью и конструктивными
способами
взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами,
распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со
взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе
первичных
ценностных
представлений,
соблюдающий
элементарные
общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно
определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со
стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое
хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на
улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине,
поликлинике, театре и др.);
 способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и
способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как
взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы
решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и
воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
 имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных
отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об
обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
 овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями
работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
 овладевший необходимыми умениям и навыками. У ребенка сформированы
умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской
деятельности.

II.Содержательный раздел:
2.1.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной
области
«Музыка» 2 -3 года.
Общие:

воспитывать эмоциональный отклик на музыку,

привлекать внимание к ее содержанию (Социализация, Познание);

развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы
(Социализация, Художественное творчество)

формировать первичные представления о свойствах музыкального звука,
простейших средствах музыкальной выразительности(Познание);
Слушание:

развивать умение различать элементарный характер музыки, понимать
простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту
народной, классической, детской музыки.
Исполнительство:

развивать и обогащать звуковой сенсорный опыт, опыт манипулирования с
предметами,

звукоизвлечения, умение сравнивать разные по звучанию предметы, двигательноактивные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения и
игры на шумовых музыкальных инструментах;

элементарные вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому,
игры в шумовом оркестре, разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения.
Творчество:

развивать и обогащать умение импровизировать простейшие музыкальнохудожественные образы в музыкальных играх и танцах в процессе совместной
деятельности педагога и детей
3-4 года
Общие:

развивать любознательность, активность, интерес к звуку, музыкальному
звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками (Социализация,
Познание);

развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы,
выраженные контрастными средствами (Социализация,
Художественное
творчество, чтение художественной литературы);

формировать первичные представления о свойствах музыкального звука,
простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки (Познание);

стимулировать развитие способностей решать интеллектуальные
и
личностные задачи, связанные с самостоятельным экспериментированием с
музыкальными звуками, звукоизвлечением, созданием элементарных образовзвукоподражаний (Познание, Чтение художественной литературы);

способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками в элементарной совместной музыкальной деятельности
(подвижные музыкальные игры) (Коммуникация);

учить соблюдать элементарные правила поведения
в
коллективной

деятельности, не отвлекаться во время музыкальных занятий (Социализация,
Коммуникация).
Слушание:

развивать и обогащать слушательский опыт, слуховую сосредоточенность,
умение различать элементарный характер музыки, понимать простейшие
музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной,
классической, детской музыки, экспериментирования со звуками, музыкальнодидактических игр.
Исполнительство:

развивать и обогащать звуковой сенсорный опыт, опыт манипулирования с
предметами,

звукоизвлечения, умение сравнивать разные по звучанию предметы, двигательноактивные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения и игры
на шумовых музыкальных инструментах; элементарные вокальные певческие умения в
процессе подпевания взрослому, экспериментирования со звуками, музыкальнодидактических игр, игры в шумовом оркестре, разучивания музыкальных игр и танцев,
совместного пения.
Творчество:

развивать и обогащать умение импровизировать простейшие музыкально
художественные образы в музыкальных играх и танцах в процессе
совместной деятельности педагога и детей
4-5 лет
Общие:

продолжать развивать любознательность, активность, интерес к разным
видам самостоятельной музыкальной деятельности (Познание, Художественное
творчество);

развивать эмоциональную отзывчивость на яркие изобразительные образы,
способность понимать значение образа («Это лошадка») (Социализация, Чтение
художественной литературы, Художественное творчество);

развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи,
связанные с самостоятельным выбором предпочитаемых видов музыкальной
деятельности, творческими импровизациями в этих видах (Познание, Художественное
творчество);

формировать первичные представления об изобразительных возможностях
музыки, богатстве музыкальных образов (Познание, Чтение художественной
литературы);

стимулировать к овладению средствами общения и
способами
взаимодействия со взрослыми и сверстниками в совместной музыкальной
деятельности (слушание, пение, танец, элементарное музицирование) (Социализация,
Коммуникация);

формировать умение соблюдать элементарные правила поведения в
коллективной музыкальной деятельности (Социализация, Коммуникация);

формировать умение следовать показу и объяснению при разучивании песен,
танцев и т. д. (Социализация, Коммуникация).
Слушание:

развивать и обогащать представления о свойствах музыкального звука, опыт
слушания музыки, музыкальные впечатления, слушательскую культуру, умения
интерпретировать характер музыкальных образов, ориентируясь в средствах их

выражения, понимать и интерпретировать выразительные средства музыки в
процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской
музыки, музыкально-дидактических игр, продуктивной интегративной деятельности
(рисование под музыку).
Исполнительство:

развивать и обогащать двигательное восприятие метроритмической основы
музыкальных произведений, координацию слуха и голоса, певческие навыки
(чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности), умение игры на детских
музыкальных инструментах, освоение элементов танца и ритмопластики, умение
общаться и сообщать о себе, своём настроении с помощью музыки в процессе
совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений,
попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов.
Творчество:

развивать и обогащать потребность и желание пробовать себя в попытках
упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов.
Творчество:

развивать и обогащать потребность и желание пробовать себя в попытках
самостоятельного исполнительства, выбора
предпочитаемого
вида
исполнительства, переноса полученных знаний и умений в самостоятельную
деятельность, импровизировать, проявляя творчество в процессе исполнения
музыки в совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертахимпровизациях.
5-6

лет

Общие:
* развивать любознательность, активность, интерес к музыке как средству
познания эмоций, чувств, настроений (Коммуникация, Социализация, Познание);

развивать эмоциональную отзывчивость на настроение и характер музыки,
способность понимать настроение образа (болезнь куклы) (Коммуникация,
Социализация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество);

способствовать овладению средствами сообщения о своём настроении с помощью
музыки (Коммуникация, Социализация);
Развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные
с самостоятельным исполнением музыки разными способами (пение, танец,
элементарное музицирование), творческой интерпретацией, придумыванием
характеров музыкальных образов и средств выразительности (Познание,
Художественное творчество);

формировать первичные представления о выразительных возможностях
музыки, богатстве музыкальных настроений и эмоций (Социализация, Познание);

стимулировать стремление к достижению результата музыкальной деятельности
(хорошо спеть песню, хорошо станцевать танец) (Социализация, Коммуникация);

воспитывать культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности
(Социализация, Коммуникация).
Слушание:

развивать и обогащать представления об эмоциональных состояниях и чувствах,
способах их выражения, опыт слушания музыки, музыкальные впечатления,
слушательскую
культуру,
представления
о
средствах
музыкальной
выразительности, жанрах и музыкальных направлениях, умение понимать характер

музыки в процессе слушания соответсвующей возрасту народной, классической,
детской
музыки,
музыкально-дидактических
игр,
бесед
элементарного
музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности.
Исполнительство:

развивать и обогащать умения использовать музыку для передачи
собственного настроения, певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания,
дикции, слаженности), умения игры на детских музыкальных инструментах,
танцевальные умения в процессе совместного и индивидуального музыкального
исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических,
танцевальных этюдов, танцев.
Творчество:

развивать и обогащать самостоятельное, сольное исполнение, умения
импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания
музыкальных произведений, разворачивать игровые сюжеты по мотивам
музыкальных произведений в процессе совместной деятельности педагога и детей,
творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.
6-7 лет
Общие:

развивать любознательность, активность, интерес к музыке разных жанров и
стилей, к музыке как средству самовыражения (Коммуникация, Социализация,
Познание);

развивать эмоциональную отзывчивость
на
непрограммную
музыку,
способность понимать настроение и характер музыки (Социализация, Чтение
художественной литературы, Художественное творчество);

воспитывать слушательскую культуру (культуру восприятия музыки)
(Коммуникация, Художественное творчество, Чтение художественной литературы);

формировать первичные представления об элементарных музыкальных формах,
жанрах музыки, некоторых композиторах) (Познание);

развивать способность решать интеллектуальные и личностные задачи,
связанные с самостоятельным созданием музыкальных образов-импровизаций,
попытками элементарного сочинительства музыки (Познание, Художественное
творчество);

формировать умение выразительно исполнять музыкальные произведения (песни,
танцы, инструментальные пьесы в оркестре) (Физическая культура);

инициировать стремление перенести полученные умения в самостоятельную
музыкальную деятельность (Коммуникация, Социализация);

стимулировать овладение средствами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание,
совместное исполнение, совместное творчество) (Коммуникация, Социализация).
Слушание:

развивать и обогащать представления о многообразии музыкальных форм и
жанров, опыт слушания музыки, музыкальные впечатления, слушательскую
культуру, представления о композиторах и их музыке, элементарный анализ форм в
процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской

музыки, музыкально-дидактических игр, бесед элементарного музыковедческого
содержания, продуктивной интегративной деятельности.
Исполнительство:

совершенствовать певческие навыки (чистоту интонирования, дыхание,
дикцию, слаженность), умения игры на детских музыкальных инструментах,
танцевальные умения, выразительное исполнение в процессе совместного и
индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок,
двигательных, пластических, танцевальных этюдов, танцев.
Творчество:

развивать и обогащать умение организации самостоятельной деятельности по
подготовке и исполнению задуманного музыкального образа, умения
комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев
в процессе совместной деятельности педагога и детей, в творческих заданиях,
концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.
Формы образовательной деятельности
При организации музыкально-художественной деятельности детей необходимо
учитывать
следующее:
• время, отведённое для слушания музыки, сопровождающей проведение режимных
моментов, не учитывается в общем объёме образовательной нагрузки.
Режимные
моменты

Индивидуальные
Подгрупповые

Слушание музыки,
сопровождающей
проведение
режимных
моментов: веселая
музыка при встрече
детей в д/с;
музыка на прогулке;
при проведении
зарядки;
колыбельная перед
сном.

Самостоятельн
ая
деятельность
детей
Формы организации детей.

Совместная
деятельность
педагога с детьми

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Слушание
соответствующей
возрасту народной,
классической, детской
музыки.
Экспериментирование
со звуками. Попевки.
Распевки.
Музыкальнодидактические игры.
Постановка мюзиклов.
Шумовой оркестр.

Индивидуальные

Совместная
деятельность с
семьей

Групповые
Подгрупповые

Слушание музыки
по выбору
ребенка.
Музыкальнохудожественная
деятельность (в
разных видах
самостоятельной
детской
деятельности).
Муз.дидактические

Индивидуальные
Создание
соответствую-щей
предметноразвивающей
среды. Проведение
совместных
праздников и
развлечений:
«Мама, папа, я музыкальная
семья», «Минута
славы».

Музыкальная
подвижная игра (на
прогулке)
Интегративная
деятельность.
Концерт –
импровизация
(на прогулке).

Разучивание
музыкальных игр и
танцев. Совместное и
индивидуальное
исполнение песен.
Импровизация.
Интегративная
деятельность.
Концертная
деятельность.

игры.
Сюжетно-ролевые
игры.
Импровизация в
песнях, танцах, в
игре на
музыкальных
инструментах.
Сочинение
мелодий.
Игра в «концерт»,
«музыкальные
занятия».
Просмотр
музыкальных
телепередач.

Концерты,
посвященные
родителям: «День
матери», «День
защитника
Отечества»,
«8 марта».
День открытых
дверей (посещение
родителями
открытых занятий
по музыке).
Разучивание песен
детских
композиторов на
семейную
тематику.
«Музыкальная
гостиная»
(музыкальное
воспитание в
семье; развитие
музыкальных
способностей
ребенка). Беседы с
родителями на
тему
« Подготовка
ребенка к
обучению в
ДМШ» и
«Организация
музыкальных
занятий с детьми
дома».

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ МУЗЫКА С ДРУГИМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Развитие физических качеств для музыкально –
ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве
музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной
активности. Использование в репертуаре музыки народов Крыма.
ЗДОРОВЬЕ Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в
различных видах музыкальной деятельности.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ Формирование представлений о музыкальной культуре и
музыкальном искусстве, а так же о музыкальном искусстве народов Крыма; развитие
игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности, патриотических чувств к Родине России, к малой родине – Крыму,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
ТРУД Использование музыкальных произведений для формирования представлений
о труде, профессиях, людях труда. Устанавливать взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками в процессе трудовой деятельности.
ПОЗНАНИЕ Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие,
формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
КОММУНИКАЦИЯ Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в
области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной
деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Использование музыкальных
произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных
произведений. Использование национальной музыки для более яркого колорита
произведений.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Развитие детского творчества, приобщение
к различным видам искусства, использование художественных произведений для
обогащения содержания области «Музыка», использование сказок, рассказов,
стихотворений для театрализованной деятельности, закрепления результатов
восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности; развития детского творчества.

2.2 КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

2.3 СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
Форма организации

Возрастн.
группа

 Участие в родительском
все группы.
собрании детского сада.
 Консультация: «Одежда и обувь
все группы.
детей на музыкальном занятии».
все группы.
 Индивидуальные беседы по
результатам диагностики.
мл,ср, старш,
 Беседа (инд) «Как помочь
подг.
ребенку преодолеть страх перед
публичным выступлением».
все группы.
 Советы на стенде: «Правила
поведения родителей на
старш, подг.
детских утренниках».
 Стендовая информация
«Русские народные песни и
все группы.
танцы, как средство воспитания
патриотизма и нравственных
Все
качеств».
 Консультация: «Кукольный
театр дома».
группы.
 Рекомендации для родителей
муз. одарённых детей.(инд)
 Участие в родительском
собрании детского сада,
индивидуальные беседы по
результатам диагностики.
 Индивидуальные беседы с
родителями детей старшей
группы с рекомендациями по
дальнейшему обучению детей в
детской школе искусств.

все группы.

Сроки
выполнени
я

сентябрь
октябрь
ноябрь

декабрь
январь

февраль

март
апрель
май

май
подг.гр

Отметка о
выполнении

В течение года совместная работа:
 по подготовке и проведению досугов и праздников, открытых мероприятий:
 по подготовке материалов и оборудования, декораций, масок, костюмов к
досугам и развлечениям;
 консультации по запросам родителей;
 коррекционная работа.
Основные направления взаимодействия с родителями






Изучение семьи и условий семейного воспитания,
Пропаганда музыкального развития детей среди родителей,
Активизация и коррекция музыкального развития в семье.
Дифференцированная и индивидуальная работа с семьёй.
Обобщение и распространение положительного опыта
семейного воспитания.
Формы взаимодействия

 Тестирование и анкетирование родителей и их детей.
 Педагогические консультации, доклады, лекции по вопросам
музыкального развития ребёнка в семье, которые реализуются на
родительских собраниях.
 Практические занятия в детском саду по ознакомлению с методами и приёмами
музыкального развития детей.
 Круглые родительские столы.
 Совместные праздники, утренники детей и взрослых.
 Создание творческих групп родителей по организации для детей
утренников, праздников, игр, развлечений.
 «Родительский день» индивидуальные консультации для родителей.
 Введение традиций
 Создание домашней фонотеки.
III.Организационный раздел.
Расписание музыкальных занятий.
Предметно-пространственная среда.
Имеется два музыкальный зал, пианино, музыкальный центр, ноутбук,
мультимедийное оборудование, детские музыкальные инструменты: металлофоны,
барабаны, бубны, гармошки, погремушки; оснащены музыкально – методической
литературой и дидактическими играми.
Создана фонотека грамзаписи, аудиозаписи. Музыкальный кабинет
Для театрализованной деятельности изготовлена ширма, приобретены игрушки
для кукольного, настольного, теневого театра: куклы «би, ба, бо», перчаточные,
пальчиковые, шапочки – маски, костюмы: детские, взрослые.
Так же используется наглядно – иллюстративный материал:
- солнце с лучами, ковер самолёт, кинематографическая хлопушка, цветы из
фоамиранта, фонарики, листья осенние;

- карнавальные костюмы: гномов, бусинок, дождинок, и др.;
- маски – шапочки: волк, лиса, коза, козлята, поросёнок, стрекоза, муравей, шляпы с
цветами, петух, курица и др.
Взаимосвязь музыкального руководителя с профильными специалистами:
Музыкальный руководитель
Развитие музыкальных и творческих способностей воспитанников в различных
видах музыкальной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей.
Формирование начала музыкальной культуры.
Психолог
Коррекция памяти,
внимания, воображения,
мышления, эмоциональноволевой сферы.

Воспитатели
Использование разнообразного
музыкального материала, проведение
занятий, праздников, развлечений,
досугов.
Программное обеспечение

Перечень
программ и
технологий

1. ОП ДО МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка»
2. Региональная
парциальная
программа
по
гражданско-патриотическому
воспитанию
детей
дошкольного
возраста
«Крымский
веночек»
(рассмотрена
и
одобрена
решением
коллегии
Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 01.03.2017 №1/7).
3.Камертон. Программа музыкального образования
детей раннего и дошкольного возраста/Э.П. Костина.2 изд. –М.: Просвещение, 2006.
4.Коренева Т.В. В мире музыкальной драматургии.М.: Владос, 1999.
5.Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра:Программа
развития сценического творчества детей средствами
театрализованных игр и игровых представлений. –М.:
Владос,1999.
6.Меркулова Л.Р.Оркестр в детском саду. Программа
формирования эмоционального сопереживания и
осознания музыки через музицирование.–М.,1999.
7.Петрова В.А. Малыш: Программа развития
музыкальности у детей раннего возраста (3 год
жизни), - М.:Виоланта,1998.

8. Саука Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыш:

Программа музыкально-ритмического воспитания
детей 2-3 лет.-СПб.,2001.
9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр – творчество
– дети. Программа развития творческих способностей
средствами театрального искусства.-М.:
МИПКРО,1995.
10.Тарасова К., Петрова М, Рубан Т.Г. Синтез:
Программа развития музыкального восприятия на
основе трех видов искусств. - М.Виоланта, 1999.
11.Трубникова М.А. Играем в оркестре по слуху. –
М.: Центр «Гармония», 1994.
12. Циркова Н.П. В мире бального танца. Программа
развития творческих способностей детей средствами
танцевального искусства.-М.: Владос,1999.
13. Интеграция образовательных областей в
педагогическом процессе ДОУ.- М.,Мозаика-синтез»,
2013.
Интернет - ресурсы дошкольного образования: http://www.ed.gov.ru - Сайт
Министерства образования РФ; http://monm.rk.gov.ru – Сайт министерства
образования, науки и молодежи Республики Крым; http://krippo.ru – Сайт Крымского
республиканского института постдипломного педагогического образования;
www.prosv.ru - ОАО «Издательство «Просвещение»; www.tc-sfera.ru - Издательство
«Творческий Центр Сфера»; www.doshcolniki.ru - разработан Центром
здоровьесберегающих педагогических технологий г. Нижний Новгород (директор
Ю.А. Лебедев, д.ф.н., профессор, академик РАО) совместно с Институтом социального
конструирования г.Москва (президент А.Г. Асмолов, д.пс.н., профессор, академик
РАО); http://tanja-k.chat.ru - Методические материалы в помощь работникам
детскихдошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр;
материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях;
литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки,
кроссворды); http://www.danilova.ru - Раннее развитие детей. На сайте представлены
публикациипо раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и
опыт обучения по кубикам Зайцева. Раннее обучение математике.
http://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование. Сайт предназначен
для дошкольников, их родителей, а также воспитателей;
http://www.kindereducation.com - «Дошколенок». Электронный журнал для детей
иродителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения,
воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста,
собранные по тематическим разделам; http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah «Раннее развитие». Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением максимально развить данные ребенка и воспитать гармоничного человека;
http://talant.spb.ru - Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения,
создаваемый психологами, журналистами и педагогами, содержащий различные

материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития
детей; http://www.babylib.by.ru - Библиотека маленького гения. Сайт предлагает
психологические статьи, тексты книг и различную информацию о раннем развитии
детей.
Библиографический список:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста «Крымский веночек» (рассмотрена и
одобрена решением коллегии Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 01.03.2017 №1/7).
3. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Программа музыкального развития «Тутти»

СПб.: ООО РЖ «Музыкальная палитра» 2012г.
4. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя. Волгоград, изд.
«Учитель» - 2014г.
5. Бабаева Т.И., Березина Т.А., Акулова О.В. Детство. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования"
6. Буренина А.И. Журнал «Музыкальная палитра» №4 – 2013г. СПб.: ООО РЖ
«Музыкальная палитра» 2013г.
7. Справочник музыкального руководителя» № 2 – 2014г., ЗАО «МЦФЭР», М., 2014г.
8. Устав МБ ДОУ «ДС №1 «Космос» - 2015 г.
9. Матвеева Р. «Анализ парциальных программ музыкального развития»
11. Костина Э.П. Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4 – 7 лет
(выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний
Новгород, 1991
12. Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития
ДОУ: методические рекомендации.- М., 2003
13. Гончарова Е.В. и др. Рабочая программа по музыке. Нижневартовск 2009.
14.Интернет – ресурсы.
16.Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПетербург 1998г.
16.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М. Просвещение 1988г.
17.Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в
детском саду, - М. Просвещение 1983г.
18. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и

методические рекомендации. – М.: Мозаика и синтез, 2006г.

19. Калинини Р.Р. Программа творческо – эстетического развития ребенка. С.-

Петербург, 2002г.
20. Крымская колыбель под редакцией Араджиони М.А.,- К. Главная

специализированная редакция литературных языков национальных меньшинств
Украины; Симферополь: Центр этнических исследований 2002г.
21. Крымский веночек. Региональная программа и методические рекомендации

по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму. Сост.
Мухоморина Л.Г., Араджиони М.Г. и др. Симферополь: КРП «Издат.
«Крымучпедгиз», 2008г.
22. Мельников Н.А. Музыка детям. Сост. С.И.Чешева, А.П. Николаичева –

М.:Просвещение – 1985г.
23. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных

способностей детей. Дошк. восп.№9 – 1994г.
24. Радынова О.П.,Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное

воспитание дошкольников. Под редакцией О.П. Радыновой – М.: Просвещение:
Владос, 1994.
25. Халабузарь П.,Попов В.,Добровольская Н. Методика музыкального

воспитания – М., 1989г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».