Программа работы с одаренными детьми на 2023-2024 уч. год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Аленушка» города Евпатории Республики Крым»
297408, Российская Федерация, Республика Крым,
г. Евпатория, ул. Дм.Ульянова, 41/1
ОГРН – 1149102178158, ИНН – 9110087184, КПП - 911001001
т:(36569) 2-51-09 sadik_alenuschka-evp@crimeaedu.ru
Принят
педагогическим советом
МБДОУ «ДС №15 «Аленушка»
(протокол № ___3_
от « 30» августа 2023г

Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«ДС №15«Аленушка»
Е.В.Федулова
Приказ № 648/01-17
от « 30 » августа 2023г.

Программа
«Сопровождение талантливых и
одаренных детей
в МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка».

Составители:
Старший воспитатель:
Федотова- Иванова Е.В.
Музыкальный руководитель:
ИбрагимоваА.Н.

г. Евпатория, 2023 г.

Содержание:

1. Пояснительная записка.
2. Нормативно – правовая база программы.
3. Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми и

одаренными детьми.
4. Методы диагностики в ходе реализации программы.
5. Планируемые результаты.
6. Основные направления реализации программы.
7. Основные этапы реализации программы.
8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.
9. Список литературы.
10. Приложения.
Приложение 1. Диагностические материалы.
Приложение 2. Карта одаренного ребенка.
Приложение 3. План работы с талантливыми и одаренными детьми на год.

1. Пояснительная записка.
Актуальность темы.
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес
уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В последнее время
актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше
возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими
социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным
детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве
основного капитала государства. Очень многое зависит и от учреждения образования. Задача
которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы
эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и
сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования
системы образования.
Каждый ребенок талантлив.
Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное
раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества
в целом.
Дошкольное образовательное учреждение не может при формировании социального заказа,
не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске
одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников
является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в
дальнейшем.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из
перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из
ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.
Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:
- Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
- Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной
самостоятельностью;
- Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
- Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстнымувлечением
любимым делом.
Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития таланта и
одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность,
повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция,
яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми”
чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность
мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Однако возможности дошкольного возраста, как
показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго
преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у
работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и
развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных
учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и
систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и
развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители,
социальные институты, общественность.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из
приоритетных задач современного образования.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права
личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады,
испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные
запросы и интересы одарённых детей.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях
необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить
специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на
собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда,
музыкального руководителя),родителей.
Программа рассчитана на два года.
Цель программы: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития
талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со
способностями.
Задачи:
- выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях МБДОУ;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными идетьми в
МБДОУ;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития творческой и психомоторной
(спортивной) одаренности детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам
сопровождения талантливых и одаренных детей.
2. Нормативно – правовая база программы:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного стандартадошкольного образования».

- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерстваобразования

и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программах -образовательным программам дошкольного
образования»;
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральнойАссамблеей
ООН 20 ноября 1989 г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентскойпрограммы
«Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.
3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и
талантливыми детьми:

- принцип учета возрастных возможностей воспитанников;
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип возрастания роли дополнительного образования.

4. Методы диагностики в ходе реализации программы:

- наблюдения;
- беседы;
- педагогическая диагностика
- изучение продуктов детского творчества;
- ведение индивидуальных карт развития.
5. Планируемые результаты.

- создание банка данных «Одаренные и талантливые дети»;
- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления
талантливых и одаренных детей;
- повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников вразличных
направлениях деятельности (творческой, спортивной);
- высокая динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;
- организация системы дополнительного образования;
- обогащение предметно – развивающей среды;
- повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаководаренности
у детей;
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам
сопровождения талантливых и одаренных детей.
6. Основные направления реализации программы.
Программа «Сопровождение талантливых и
одаренных детей»

Направления
работы

Работа с
одаренными и
талантливыми
детьми

Работа с
педагогами

Работа с
родителями

Работа с одаренными и талантливыми детьми:

1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках
образовательного процесса:
- групповые занятия;
- работа по индивидуальным планам и маршрутам.

2. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное отзанятий
время:
- индивидуальные занятия;
- проектная деятельность;
- организация выставок;
- организация праздников и развлечений;
- создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности;
- организация конкурсов, соревнований;
- организация кружков, секций.
Работа с педагогами:

- педагогические советы;
- педагогическое проектирование;
- взаимопросмотры;
- выступления из опыта работы;
- презентации;
- семинары – практикумы;
- консультации, рекомендации.
Работа с родителями:

- анкетирование;
- родительское собрание;
- памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;
- совместные детско – родительские проекты;
- презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- помощь в создании предметно - развивающей среды.

Виды
одаренности

Составляющие

7.

Мероприятия
Участие в творческих
конкурсах,
участие в творческих
конкурсах ДОО

Артистическая
одаренность

Наблюдения,
педагогическая
диагностика,
ведение
индивидуальных
карт развития,
беседы с
воспитанниками,
родителями.

Драматизация,
постановка спектакля
– неделя Театра

Спортивная
одаренность

Наблюдения,
педагогическая
диагностика,
ведение
индивидуальных
карт развития,
беседы с
воспитанниками,
родителями.

Участие в
интеллектуальных
конкурсах,
викторинах,
«ПРОФИДЕТСТВО»,
«ЛЕОНАРДО»

Интеллектуальна
одаренность

Творческая одаренность

Художественная
одаренность

Методики
диагностики
Наблюдения,
педагогическая
диагностика,
ведение
индивидуальных
карт развития,
беседы с
воспитанниками,
родителями,
изучение
продуктов
детского
творчества.

Основные этапы реализации программы.

I этап – диагностико – организационный.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми иодаренными
детьми в ДОУ.
Задачи: - изучение нормативной базы;
- анализ материально – технических, педагогических условий реализациипрограммы;
- разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.

II этап – реализационный.
Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.
Задачи: - диагностика способностей воспитанников;
- разработка методических разработок по работе с талантливыми и
одаренными детьми, материалов для проведения различных
мероприятий, праздников с детьми и родителями;

- формирование методической библиотеки детского сада по работе с
талантливыми и одаренными детьми;
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей вобласти
работы с талантливыми и одаренными и детьми.

III этап – аналитический.

Цель:
переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми врежим
функционирования.
Задачи: - анализ итогов реализации программы;
- осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливыхи
одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ;
- обобщение результатов работы детского сада в реализации программ.
8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.
Этапы
Реализации
программы

№
п/п
1.

Диагностико
–
организацион
ный.
2.

3.

4.
5.
6.

7.

8.

Наименование мероприятия

Создание творческой группы
воспитателей по составлению
программы «Сопровождение
талантливых и одаренных детей
в ДОУ».
Разработка программы
«Сопровождение талантливых и
одаренных детей в ДОУ».
Рассмотреть и изучить на
заседании педагогического
совета программу
«Сопровождение талантливых и
одаренных детей в ДОУ».
Работа по определению
способностей талантливых и
одаренных детей. Изучение
интересов и наклонностей
детей.
Уточнение критериев
одаренности.
Подбор и апробация комплекса
диагностических методик.
Первичная диагностика с целью
выявления талантливых и
одаренных детей.
Составление банка данных
детей, имеющих ярко
выраженные способности.
Составление плана работы с
талантливыми и одаренными

Сроки
проведения

Ответстве
нные

Сентябрь
2023г.

Старший
воспитатель

Сентябрь
2023г.

Творческая
группа

Воспитатели
Октябрь
2023 г.

Воспитатели
Октябрь
2023 г.

Октябрь
2023 г.

Творческая
группа
Воспитатели

Ноябрь
2023 г.

Воспитатели

Ноябрь 2023

Воспитатели

9.

10.

11.

12.

Реализационный

1.

2.

3.

4.

5.
6.

7.

8.
9.

детьми, планов – программ по
дополнительному образованию.
Составление индивидуального
маршрута развития
талантливых и одаренных
детей.
Познакомить родителей с
планом работы.

г.

Разработка методических
рекомендаций, материалов по
работе с талантливыми и
одаренными детьми.
Внедрение педагогических
технологий развития детской
одаренности.

Ноябрь 2023
г.

Проведение мероприятий с
талантливыми и одаренными
детьми, используя
разнообразные формы и
методы.
Проектная деятельность (детско
– родительская, групповая,
презентации).
Использование в
образовательной деятельности
различных современных
средств информации.
Использование элементов
дифференцированного
обучения, направленных на
творческий поиск,
самостоятельную деятельность.
Функционирование кружков и
секций.
Организация и проведение
спортивных соревнований,
эстафет, праздников, выставок
среди талантливых и одаренных
детей.
Участие в городских,
всероссийских и
международных конкурсах.
Поощрение талантливых и
одаренных детей.
Анкетирование родителей с

Согласно
плана работы
ДОУ с
социумом
В течение
года

Ноябрь 2023
г.

Воспитатели

ежегодно
Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Старший
воспитатель

в течение
года
Воспитатели

в течение
года

Воспитатели

в течение
года
Воспитатели

в течение
года

Воспитатели

в течение
года
Воспитатели

в течение

10.

11.
13.
14.
15.
16

Аналитический

целью определения их
основных подходов к данной
проблеме.
Проведение различных форм
работы с педагогами и
родителями по работе с
талантливыми и одаренными
детьми.
Организация совместного
творчества родителей и детей.
Выставки детских работ.
Проведение промежуточной
диагностики.
Итоговая диагностика
воспитанников.
Обсуждение итогов
развивающей работы с
талантливыми и одаренными
детьми, выявление проблем.
Корректировка данной
программы в соответствии с
выявленными проблемами.
Создание методической базы
ДОУ по работе с талантливыми
и одаренными детьми.
Распространение материалов по
работе с талантливыми и
одаренными детьми в интернет
источниках, размещение
материалов на сайте МБДОУ

1.

Анализ выполнения Программы

2.

Корректировка, внесение
изменений
Подведение итогов работы

3.

года
Воспитатели
в течение
года
в течение
года

Воспитатели

в течение
года
в течение
года
Январь 2024

Воспитатели

Май 2024
согласно
плана работы
в течение
года
Март 2024г.

Воспитатели
,
заведующая
Воспитатели
Воспитатели

Воспитатели
Апрель 2024
г.

в течение
года

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели
Май 2024г.

Воспитатели

9. Список литературы.

1. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная //
Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. -С. 68-74.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт //
Дошкольное воспитание. - 2010. № 6.С. 48-55.
4. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. С. 46-51.
5. Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской
одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2009. № 7. С. 27-31.
6.Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2017
7. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциалаодаренных
детей. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014.
8. Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л.Пасечник //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. С. 14-21.
9. Пасечник, Л. Одаренный ребенок - особая ценность для общества [Текст] / Л.Пасечник //
Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. С. 13-20.
10. Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольноевоспитание.
- 2006. - N 4. С. 43-45.
11. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.:
Педагогическое образование России, 1999.
12.Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен
[Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9.С. 32-35

10. Приложения.
Приложение 1.
Методики для выявления компонентов одаренности
в дошкольном возрасте
Название методики

Предназначение
методики

Возрастные
ограничения

Определение
компонента
одаренности

С
дошкольного
возраста

Фигурный тест Е. Торренса

Творческий
компонент

С 5 лет

Методика «Дорисовывание фигур» О.М.
Дьяченко

Творческий
компонент

С 3 лет

Анкета А. де Кафа -Г. Хаана

Рекомендуемые вопросы для наблюденийза
детьми среднего и старшего дошкольного
возраста на занятиях по изобразительной
деятельности.
(автор Казакова Т. Г.)

Творческий
компонент

С 4 лет

Портрет» художественно-творческого
развития детей дошкольного возраста
(авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)

Творческий
компонент

С 5 лет

Задания по выявлению уровня
художественного развития детей
дошкольного возраста (автор КазаковаТ.Г.)

Творческий
компонент

4-6 лет

Тест «Назови картинку»

Творческий
компонент

4-6 лет

Творческий
компонент
Творческий
компонент

С 5лет

Творческое задание «Дорисовывание
кругов» (автор Комарова Т. С.)
Глубина интереса (автор Блащук Л.П.);
Анализ процесса деятельности (автор
Комарова Т.С)
Методики диагностики
универсальных
творческих способностей для детей
(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
Тест креативности Вильямса

С 5 лет
С 5 лет

Творческий
компонент
Творческий
компонент
Творческий
компонент

С 5 лет

С 5лет

Тест №1. Методика определения
статической координации.

Психомоторный
компонент

Тест №2 Методика определения
динамической координации.

Психомоторный
компонент

Тест №3 Методика определения быстрого
реагирования «Нажми кнопку»

Психомоторный
компонент

Тест №4 Методика определения
ориентировки тела в пространстве.

С
дошкольного
возраста
С
дошкольного
возраста
С
дошкольного
возраста

Психомоторный
компонент

С
дошкольного
возраста

Тест №5 Методика определения
способности восприятия и запоминания
собственных движений.
«Пройди и запомни»

Психомоторный
компонент

С
дошкольного
возраста

Тест №6 Методика определения
физической подготовленности.

Психомоторный
компонент

С
дошкольного
возраста

Приложение 2.
Карта одаренного ребенка

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

ФИО ребенка.
Возраст ребенка (год, месяц).
Медицинское заключение (группа здоровья).
Сведения о родителях.
Состав семьи.
Статус семьи.
Результаты педагогической диагностики.
Результаты социометрического исследования.
Область одаренности.
Признаки одаренности.
Диагностика одаренности.
Выводы и рекомендации.
Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми
субъектами воспитательно-образовательного процесса)

Приложение 3.
План работы с талантливыми и одарённымидетьми
на 2023 – 2024 учебный год.
Месяц
Сентябрь

Мероприятия
Анкетирование родителей с целью выявления
талантливости и одарённости детей.
Конкурс рисунков на тему «Дорога и дети»
Спортивные соревнования « На старт»

Ответственный
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели

Консультация для родителей: «Что нужно знать
родителям о творческих и одарённыхдетях».
Театрализованное представление «Играем втеатр»
Тематический праздник «Вот и осень пришла»

Воспитатели

Деловая игра для педагогов «Детская
одарённость»
Детско-родительский проект «Мы здоровьюскажем
«Да!»
Праздник «День Матери»

Творческая группа

Рекомендации для родителей «Лучшие
развивающие игры для творческих и
одарённых детей»
Конкурс рисунков на тему «Первые шагизимы»
Выставка семейных поделок на тему
«Мастерская Деда Мороза»

Воспитатели

Консультация для педагогов «Проблема
одарённости в современной педагогике»
Театрализованное представление «Ах, что запрелесть
эти сказки!»
Спортивный праздник «Весёлые старты»
Памятка для родителей «Как создать уголок
творчества дома»

Старший
воспитатель
Муз. руководитель
Воспитатели
Воспитатели

Февраль

Родительское собрание: «Творческое и
физическое развитие вашего ребёнка»

Воспитатели

Март

Круглый стол для педагогов «Организация досуга
для творческих и одаренных детей» Праздник
«Для любимых мам»
Выставка «Букет для мамы»
Буклет для родителей «Как работать с
талантливыми и одарёнными детьми»

Творческая группа

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Муз. руководитель
Воспитатели
Муз. руководитель
Воспитатели

Воспитатели
Муз. руководитель

Воспитатели
Воспитатели

Воспитатели

Муз. руководитель
Воспитатели
Воспитатели

Апрель

Май

Коллективно-творческая игра для воспитателей
«Модель творческого и одаренного ребенка»
«День здоровья»
Конкурс рисунков на тему «Весна пришла»
Папка - передвижка «Одарённый ребёнок и какего
воспитывать»
Представление опыта работы с талантливымии
одарёнными детьми
Акция «Открытка к 9 мая»
Спортивный праздник «Дружба крепкая»

Старший
воспитатель
Воспитатели
Воспитатели

Воспитатели


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».