Аналитическая справка по результатам проведения мониторинга РППС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Аленушка» города Евпатории Республики Крым»
297408, Российская Федерация, Республика Крым,
г. Евпатория, ул. Дм.Ульянова, 41/1
ОГРН – 1149102178158, ИНН – 9110087184, КПП - 911001001
т:(36569) 2-51-09 sadik_alenuschka-evp@crimeaedu.ru

Аналитическая справка по результатам
проведения мониторинга
состояния РППС
в МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка»
за 2022-2023 учебный год

Май 2023г.

В соответствии с основными задачами годового плана на 2022-2023уч.годучебный был
проведен мониторинг состояния развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ.
Цель: Оценка качества образовательной деятельности педагогов, через организацию
развивающей предметно-развивающей среды (РППС)
Задачи:





определить уровень безопасности в созданной предметно-пространственной среде
оценить уровень психологической комфортности пребывания детей в группе
проанализировать соответствие содержания РППС ОП ДО по ОО: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
определить соответствие РППС возрастным особенностям детей

Состав комиссии:
медицинская сестра.

заведующий

МБДОУ,

старший

воспитатель,

педагог-психолог,

Срок проведения: с 20.04.2023г. по 15.05.2023г
Критерии оценки:
создание комфортных и безопасных условий. Соответствие требованиям ОТ и ТБ,
СанПиН;
эстетичное оформление помещений, игр и пособий;
наполняемость центров в соответствии с возрастом детей и требованиями
образовательной программы ДОО;
соответствие размещения игрового оборудования требованиям ФГОС.
В ходе мониторинга развивающей предметно-пространственной среды были использованы
следующие методы:
изучение соответствия развивающей предметно-пространственной среды групп
в соответствии с возрастными особенностями пяти направлениям развития
дошкольников;
изучение в центрах материалов и оборудования в соответствии с примерным
перечнем игрового оборудования и программного обеспечения;
изучение документов соответствия оборудования и материалов санитарноэпидемиологическим нормам и правилам содержания.
Процедура мониторинга состояла из трех этапов:
1-й этап — оценка содержательной насыщенности групп;
2-й этап — промежуточный контроль соответствия РППС в группах требованиям;
3-й этап — оценка РППС в рамках смотра-конкурса.

Результаты проведенного мониторинга
На основании проведенного мониторинга можно констатировать следующее.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда учитывает особенности
возрастной категории детей МБДОУ, их психические и физические особенности.
Во всех возрастных группах МБДОУ отмечаются разнообразные подходы
воспитателей к организации РППС в соответствии с требованиями ФГОС и реализуемой ООП
ДОУ. Педагогами проведена большая творческая работа по оформлению игрового
пространства и обеспечению надлежащих условий для формирования личностных качеств
дошкольников.
В ходе оценки содержательной насыщенности РППС в возрастных группах было
отмечено, что насыщенность среды соответствует возрастным возможностям и особенностям
детей в соответствии с содержанием программы. Материалы РППС учитывают формирование
гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств ( альбомы с
фотографиями родных и близких людей, домашних животных, книги, иллюстрации, наборы
открыток и т.п.)
Игровой материал и оборудование в возрастных группах имеются в достаточном
количестве.
Для познавательного развития детей в группах имеются игрушки исследования
в действии, такие как пирамидки, матрешки, шнуровки разной степени сложности, игрывкладыши.
Для речевого развития детей во всех возрастных группах представлено многообразие
образно-символического материала:
Имеются книжные уголки, однако не всегда понятен принцип подбора в них
художественной литературы. В отдельных группах уголки пополняются стихийно без учета
возраста, календарно-тематических недель, сменяемости времени года, интереса детей.
Отсутствуют детские энциклопедии, портреты писателей, художников –иллюстраторов.
Рекомендации: педагогам всех возрастных групп размещать детскую литературу по
сезонности тематическому планированию недели. Дополнять книжные уголки
энциклопедиями, портретами писателей, художниками-иллюстраторами(педагогам старших и
подготовительных групп).
Для конструирования в группах представлен разнообразный строительный материал:
игры и материалы для строительно-конструктивных игр в соответствии с возрастом детей,
различные виды конструкторов: Лего, магнитные, развивающие, из различные материалов и
др. Организованы центры «строительной игры». Принцип насыщенности в обозначенных
группах соблюдается не только в наличии разнообразного строительного материала,
но и наличием схем для строительства из разных видов конструктора, алгоритмов детской
деятельности по конструированию. Для обыгрывания детских построек во всех возрастных
группах имеются игрушки-персонажи (фигурки людей и животных).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования
и инвентаря обеспечивают все виды деятельности детей.
Для организации сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр в группах
представлены костюмы и атрибуты. «Театральная мастерская» позволяет детям развернуть

сюжеты трех—четырех игр-инсценировок. В группах представлен разнообразный материал
по различным видам театра — перчаточный, пальчиковый, варежковый, театр игрушки, театр
на фланелеграфе.
В группах есть уголки уединения детей. Для самостоятельного рассматривания
альбомов, энциклопедий, альбомов по ознакомлению с окружающим миром созданы
настоящие подборки, во всех группах дети могут посмотреть фотографии жизни группы,
альбомы .
В группе старшего дошкольного возраста имеется подборка литературных
произведений , аудиоподборка сказок, имеются альбомы для ознакомления детей
с творчеством писателей в доступной для них форме (в картинках). Вся представленная выше
среда способствует созданию у дошкольников «своего» личного пространства.
Для
организации
познавательно-исследовательской
деятельности в групповом
пространстве представлены
центры природы и экспериментирования, в которых
дошкольники имеют возможность экспериментировать с живым песком, рисовать на столе
для песка. Во всех возрастных группах ДОУ имеется настенный календарь природы,
дидактические и настольно-печатные игры по ознакомлению с природными явлениями(
«Явления природы», «Утро. День. Вечер. Ночь», и др., природный и бросовый материал для
проведения экспериментов. Составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки,
конспекты экскурсий, алгоритм ухода за комнатными растениями, различные схемы и модели.
Однако, не во всех группах есть алгоритм проведения опытов.
Рекомендации: оформить (дополнить) пособие (карточки) с алгоритмом проведения опытов.
Для хозяйственно-бытового труда в группах имеется необходимое оборудование
и материалы: тазики для мытья игрушек, губки на каждого ребенка, также представлены
алгоритмы выполнения детьми той или иной трудовой деятельности.
В каждой группе организован центр продуктивной деятельности детей, для этого
в группах представлены следующие материалы:
Для рисования

Для лепки

Для аппликации

Цветные мелки

Доска для лепки

Цветная бумага

Кисти для рисования

Пластилин

Цветной картон

Простой карандаш

Стека

Образцы
различной
гофрированной бумаги

Цветные карандаши

Тарелка для
материала

раздаточного
Тарелки для клея

Непроливайки
Тарелки для
материала

Клеенка
Фломастеры
Салфетки

Клеенка

Палитра
Салфетки

Подборка
образцов

различных

Альбом

Природный материал и др.

Салфетки
Кисти для клея

раздаточного

Клеенка

Листы белой бумаги и др.

Трафареты, печатки
Раскраски

и др.

В группах имеются различные музыкальные инструменты: музыкальный чемоданчик,
гитара пластик, бубен, погремушки(ранний и младший дошкольный возраст), баян, дудки,
горн, металлофон, и др. альбомы для закрепления знаний о музыкальных инструментах,
дидактические игры по музыкальному воспитанию, портреты композиторов( в старших и
подготовительных группах)
В центре двигательной деятельности имеется оборудование для ловли, катания,
бросания , оздоровительные дорожки для профилактики плоскостопия, оборудование для
основных и общеразвивающих упражнений , в каждой группе имеется картотека для
подвижных игр. Но не во всех группах имеются или вообще отсутствуют атрибуты для
подвижных игр (маски).
Рекомендации: пополнить центры двигательной активности атрибутами для подвижных игр
(маски подготовительных группах).
В группах созданы условия для самовыражения детей в разных видах деятельности.
К ним относятся различные алгоритмы, технологические карты, которые позволяют каждому
ребенку выбирать деятельность по интересам и быть успешным и независимым в любом виде
деятельности. Это прослеживается в подборе материалов и оборудования в соответствии
с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в младшем
дошкольном возрасте это игровая деятельность, в дошкольном игра с правилами.
На втором этапе мониторинга провели оценку РППС на соответствие требованиям
нормативных документов. В построении развивающей среды в детском саду воспитатели
руководствовались принципами, обозначенными в ФГОС ДО. Предметно-развивающая среда
в группах в достаточной мере выстроена с учетом этих принципов: трансформируемости,
полифункциональности материалов, вариативности среды, доступности, безопасности,
насыщенности. Для проведения процедуры использовались листы оценки РППС групп
на соответствие требованиям ФГОС ДО и СанПиН.
Реализация принципа трансформируемости
Групповое пространство групп легко трансформируется в зависимости от образовательной
ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей. Особенность реализации
данного принципа заключается в организации различных пересекающихся сфер активности.
Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься
в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой,
музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игрыдраматизации.
Трансформируемость прослеживается в условном делении группового пространства на три
сектора:




Рабочий сектор
Сектор спокойной деятельности
Активный сектор

Рабочий сектор занимает 30% группового пространства.
Сектор спокойной деятельности занимает 20% группового пространства.
Самое большое пространство группы занимает сектор активной деятельности – 50%.
Реализация принципа полифункциональности
С позиции соответствия оборудования и материалов санитарно-эпидемиологическим
нормам и правилам нарушений не обнаружено. Вся мебель в группах закреплена,
промаркирована, соответствует ростовым показателям. В групповых помещениях
отсутствуют травмоопасные предметы, естественное и искусственное освещение
соответствует требованиям СанПин.
Принцип полифункциональности представлен наличием в группе предметов,
выполняющих разные функции, при помощи которых решаются разные задачи, – это
те предметы, которые по-разному используются в детской деятельности. Для этого
в группах имеются предметы-заместители, которые дети могут использовать в игровой
деятельности, природный материал, который может выполнять функцию предметазаместителя в сюжетно-ролевых играх .
Реализация принципа вариативности
Вариативность среды группы отражается в наличии различных пространств для игр,
периодической сменяемости игрового материала, а также разнообразии игр и игрушек,
обеспечивающих свободный выбор детей, появление новых предметов, стимулирующих
различную активность детей.
Вариативность среды заключается в возможности использовать в пространстве групп
переменные и заменяемые элементы убранства, так, в группах представлены декоративные
сезонные элементы , имеется познавательный материал, ландшафтные макеты, библиотека
и книжная выставка, организованная по различной тематике.
Реализация принципа доступности
Принцип доступности реализуется через доступно расположенное оборудование,
игрушки, продукты детской деятельности. Во всех возрастных группах групповое
пространство доступно детям: дидактические и развивающие игры и игрушки, дидактический
материал, предметы для организации ролевых игр. Для организации самостоятельной
деятельности детей в течение дня в группах имеются материалы для детского творчества
.
Реализация принципа безопасности
Принцип безопасности реализуется в представленных предметах и оборудовании
в групповых пространствах, которые соразмерны росту детей. Во всех возрастных группах
мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное
и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно
удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними,
или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Такая организация
пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу
приблизиться к позиции ребенка. Так, во всех группах в групповом помещении имеется

мебель для педагогов и детей одного размера, что позволяет находиться ребенку и педагогу
в субъект-субъектной позиции при взаимодействии друг с другом.
Реализация принципа индивидуальности
В группах в раздевальных комнатах представлены выставки детского творчества
(рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок) с обозначенной темой,
задачами и полученным результатом.
Информация для родителей в уголках, расположенных в раздевалках, эстетически
оформлена.
Также оформлены папки-передвижки с сезонной
и консультативной
информацией для родителей.
Рекомендации:
пополнить уголки для родителей консультативным материалом с
информацией о режиме работы специалистов ДОУ, работе кружковой деятельности.
Выносное оборудование соответствует возрасту, стимулирует различные виды детской
деятельности (познавательная, двигательная и др.), а также несет в себе посезонную
информацию.
На третьем этапе в рамках проведения мониторинга оценки РППС был организован
и проведен смотр –конкурс РППС в группах МБДОУ. Для проведения конкурса было
организовано заседание жюри по оценке РППС. В ходе проведения конкурса, согласно
положению, были просмотрены все групповые ячейки. Для подведения итогов
использовались универсальные листы по оценке РППС в группах на соответствие
требованиям ФГОС и СанПиН. С их помощью члены жюри оценивали среду по следующим
показателям:
внешний вид помещения, эстетика оформления;
санитарное состояние;
соответствие мебели и крупного игрового оборудования возрастным особенностям
групп;
наличие центров детской деятельности;
наличие ИКТ;
соответствие РППС требованиям ФГОС и действующему СанПиН.
по результатам конкурса наибольшее количество баллов набрали следующие
возрастные группы:
-«Солнышко»- старшая группа, воспитатель Яковлева А.В.-70 баллов
-«Пчелки»-подготовительная к школе группа, воспитатель Бакай Е.Л- 68 баллов
-«Зайки»- младшая группа, воспитатель Педан Т.Ю.-67 баллов
«Звёздочки»- подготовительная к школе группа, воспитатель Меженная Е.А.-60 баллов
-«Ракушки»- подготовительная группа, воспитатель Оксенгорен Т.А.-60 баллов
-«Жемчужинки»-старшая группа, воспитатель Оксенгорен А.М.-52 балла

Общие выводы по результатам мониторинга
1. В целом предметно-развивающая среда организована с учетом современных требований
к организации образовательного процесса.
2. Педагогами ДОУ создаются условия для реализации индивидуальных потребностей детей,
организовываются выставки детских работ, фотовыставки, размещаются стенды центры
Именинника, уголки Уединения.
3. Учет интересов и увлечений детей и воспитателей находит отражение в РППС во всех
возрастных группах ДОУ.
4. При организации РППС в ДОУ рационально используются пространственные возможности
помещений- раздевалки, групповые комнаты, спальни.
5. В каждой возрастной группе создана благоприятная пространственная среда. Групповое
пространство распределено на три сектора , в каждом секторе расположены игровые и
учебные зоны, которые легко доступны детям и носят игровой, учебный, исследовательский,
познавательный и т.д. характер.
6.РППС в каждой группе представляет собой разнообразие игрушек , предметов, материалов,
которые понятны и интересны детям, соответствуют возрастной категории, тематике недели,
без которых не возможно осуществление специфических видов деятельности. Но не смотря
на многообразие, все же существует дефицит современных развивающих познавательных игр,
больших напольных мягких модулей.
По результатам проведения мониторинга были сделаны следующие выводы:
1. Деятельность педагогов по организации РППС групповых помещений
ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, признать
удовлетворительной.
2. Продолжить работу по совершенствованию РППС в группах ДОУ.
3. Педагогам всех возрастных групп привести РППС групповых помещений
в соответствии с учетом выше указанных рекомендаций.
Справку составила:
Старший воспитатель
МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка»

Е.В. Федотова -Иванова


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».