Дополнительная общеобразовательная программаПознаю и рисую

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА
ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 15 «АЛЕНУШКА»
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
ОДОБРЕНО
Педагогическим
советом МБДОУ
ДС №15«Аленушка»
от «29» августа 2022г.
Протокол № 3

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
ДС № 15 «Аленушка»
Федулова Е.В.
Приказ от
«25» августа 2022г.
№ 543/01-17

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПОЗНАЮ И РИСУЮ»

Направленность: художественная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: ознакомительный (стартовый)
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Составитель: Федотова-Иванова Екатерина
Викторовна, старший воспитатель МБДОУ
«ДС № 15 «Аленушка»

г. Евпатория 2022г.

Содержание
1. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи
1.3. Воспитательный потенциал программы
1.4. Содержание программы
1.5. Планируемые результаты
2. Раздел. 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Список литературы
3. Раздел. 3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
3.2. Календарно-тематическое планирование
3.3. План воспитательной работы
3.4. План работы с родителями
3.5. Лист корректировки

2

3
3
10
11
12
22
23
23
23
30
32
34
34
37
39
41
42

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Познаю и рисую» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами,
являющимися
основанием
для
проектирования
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020г.);
- Федеральный Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020г.);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерациина период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018г. № 16);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
-Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование
для детей» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30
ноября 2016г. № 11);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»);
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование»
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.
3

№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (далее – Целевая модель);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей», письмо Министерства образования и науки РФ от 29
марта
2016г.
№
ВК-641/09
«О
направлении методических
рекомендаций»;
- Закон Республики Крым «Об образовании» от 06.07.2015г. № 131ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019г.);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09 декабря 2021г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
-Устав Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного
учреждения «Детский сад № 15 «Аленушка» города Евпатории Республики
Крым « МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка»).
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Познаю и рисую» имеет художественную направленность, так как
развивает творческие способности детей в области изобразительного
искусства.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, чтобы в процессе
творческое практики ребенок мог открывать в себе самом
общечеловеческую способность эстетического отношения к миру, что
наиболее важно в современном обществе.

4

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных
образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью,
оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с
большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за
рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В
продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к
изобразительной деятельности, развиваются их способности.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития у
детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и
конструирование. В них ребенок может выразить свое отношение к
окружающему миру.
Современному обществу необходим человек с широким спектром
способностей, развитыми индивидуальными качествами личности. Одно из
первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке
подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в
ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать,
человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого
является творческое воображение.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций.
Изобразительное искусство играет важную роль в духовном обогащении
детей, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время
изобразительное искусство – это среда для развития эмоциональнонравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять
последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и
окружающих, воспитывает у детей чувство любви и уважение к близким
людям, гордость за свою семью.
В основе данной программы заложено духовно-нравственное и
художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста через знакомство с различными жанрами и видами изобразительной
деятельности и нетрадиционных техник рисования.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные
задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что
место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть
второстепенным. Наиболее благоприятным для творческого развития является
старший дошкольный возраст.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств
развития детского изобразительного творчества не случаен. Эти техники
рисования помогают развивать ребенка всесторонне, способствуют развитию
детской художественной одаренности. Нетрадиционные техники рисования
разрабатывали такие исследователи как Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М.
Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, А.А. Фатеева, Г.Н. Давыдова. Они
5

смогли доказать, что нетрадиционные техники рисования необходимы для
развития дошкольников.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному
рисованию, когда изображение получается не в результате использования
специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Часто ребенку неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо
успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к
изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения.
Следовательно, создавая условия для спонтанного рисования (развивая
умения ребенка создавать изображения нетрадиционными техниками) может
способствовать развитию творческих способностей детей; может
стимулировать положительную мотивацию рисуночной деятельности,
вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь
не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного
рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной
координации.
Знания ребенка о явлениях природы расширяются, уточняются и
систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей
обобщенных представлений на основе выделения характерных и
существенных признаков природных объектов.
Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени
благодаря тому, что в эти занятия включен процесс выбора материала и
техники, близкий игре.

Новизна
Новизна программы заключается в том, что процессе ее реализации
используется разнообразная подборка форм, методов и приемов обучения,
традиционных и нетрадиционных техник рисования, направленных на
развитие познания детей, творческих способностей детей.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения
дошкольники получают знания о красоте природы вокруг нас и человеческих
чувствах, о народных мастерах и чудесах света.
В рамках программы в процессе занятий изобразительным искусством
все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе.На
занятиях используются игровые формы работы, развивающие зрительную
память, глазомер, внимание, моторику, мышление и т.д. Игра демонстрирует
детям мастерскую народной росписи Дымки, Хохломы и Городца. В процессе
игры обучающиеся знакомятся с различными видами художественных и
народных промыслов России.
6

Для снятия утомляемости
с дошкольниками во время занятий
проводится физкультминутка. Используются разнообразные виды отдыха:
несложная гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, занимающие 3-5
минут, пальчиковые и малоподвижные игры, также проводятся игрыупражнение для укрепления зрения и мышц спины и шеи.
Отличительная особенность
Отличительная особенность заключается в том, что программа
позволяет в условиях дополнительного образования расширить возможности
дошкольника в области изобразительной деятельности, при помощи
нетрадиционных техник в рисовании, расширенном познании окружающего
мира через привитие духовно-нравственных и патриотических чувств.
Отличительной особенностью программы является индивидуальный
подход к каждому ребенку, а также реализация принципа обучения и
воспитания в коллективе, являющиеся одним из условий успеха обучения и
развития творчества дошкольников. В процессе работы на занятиях детьми
выполняются и индивидуальные и коллективные работы. Коллективные
задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и
чувства коллективизма.
Отличительными
особенностями
данной
программы
являются:
- получение знаний мире вокруг нас : городе, в котором мы живем, регионе,
стране;
- изучение разнообразных традиционных и нетрадиционных техник;
- приёмов и
способов изобразительного
искусства;
- знакомство дошкольников с особенностями народного творчества;
- освоение
детьми
разных
изобразительных
материалов;
- получение знаний о цветоведении, композиции, живописи, графики.
Полученные умения и навыки станут для дошкольников хорошей
основой для продолжения занятий изобразительной или декоративноприкладной деятельностью для их дальнейшего изучения.
Результаты коллективного художественного труда обучающихся
находят применение в оформлении выставок. Кроме того, выполненные на
занятиях художественные работы используются как подарки для родных и
друзей. Общественное приложение результатов художественной деятельности
дошкольников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Содержание программы «Познаю и рисую» основывается на
современных педагогических подходах, среди которых особенно значимы:
Системно – деятельностный подход.
В данной программе такой подход представлен включением дошкольников в
активную художественно- творческую деятельность, которая обязательно
завершается наглядным результатом и занимает свое место в интерьере ДОУ.
Личностно-ориентированный подход.
7

Изобразительное искусство – культурное пространство для формирования и
развития личности ребенка. Программа построена с учетом интересов
дошкольников, мотивации успешности их деятельности, с опорой на
комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность каждого
ребенка.
Региональный подход.
Данная программа предполагает не только изучение азов изобразительного
искусства, но и способствует культурному обогащению, расширению
кругозора, получению знаний о городе и его истории, в котором живут и
воспитываются дошкольники, природе Крыма, получение знаний о
культурном наследии и многогранной природе полуострова.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что
изобразительная деятельность способствует развитию у ребенка мелкой
моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на
листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости,
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной
отзывчивости.
Изобразительное деятельность – наиболее эмоциональная сфера
деятельности детей. Творчество с различными материалами в разных техниках
расширяет круг возможностей дошкольника, развивает пространственное
воображение, конструкторские способности.
В самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и
создавать. Результативность образовательно-воспитательного процесса тем
успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается
абстрактное,
логическое
и
эмоциональное
мышление,
внимание,
наблюдательность, воображение.
Педагогическая целесообразность программы «Познаю и рисую»
состоит также в том, что ее реализация поможет дошкольнику глубоко
развить индивидуальность, реализовать себя в творчестве, в общении с
другими детьми, дальнейшей в учебе.
Адресат программы
Программа «Познаю и рисую» предназначена для детей старшего
дошкольного возраста 6-7 лет.
Прием детей для обучения по программе производится по принципу
добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них
определённых умений. Главным условием является – желание ребёнка
заниматься изобразительной деятельностью.
Состав групп: одновозрастные группы с количеством обучающихся 20
– 25 человек в каждой группе.
8

Объем и срок освоения программы
Срок
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Познаю и рисую» составляет 1 год.
Объем программы:
Ознакомительный (стартовый) уровень обучения- 36 часов в год.
Уровень программы:
1 год обучения- уровень ознакомительный (стартовый).

и

Формы обучения
Форма
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Познаю и рисую» - очная. Реализация
программы осуществляется на базе МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка» и
использованием его ресурсов.
Особенности реализации образовательного процесса
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебным планом МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка».
Группы формируются из детей старшего дошкольного возраста в
пределах указанной возрастной группы (6-7 лет). Состав группы
постоянный. Занятия проводятся в групповой форме.
Виды занятий определяются содержанием программы: беседа,
практическое занятие, тематическое занятие, коллективная работа,
выполнение самостоятельной работы, выставки работ и творческие конкурсы.
В
процессе
реализации
учебного
процесса
применяется
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, а также
используются такие образовательные технологии как :
-игровая;
-технология личностно-ориентированного обучения;
-педагогика сотрудничества.
Все технологии направленны на формирование у дошкольников
мотивации к познанию.
Режим занятий
Ознакомительный (стартовый) уровень
1 год обучения:
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Всего -36 часов в год.
Состав группы – 20-25 человек.

9

1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста
познавательной активности и художественно-творческих способностей в
отображении окружающей действительности путем использования
разнообразных техник изобразительной деятельности.
Задачи:
Предметные:
-получить теоретические знания об изобразительном искусстве;
-овладеть различными художественными материалами и инструментами;
-освоить практические приемы и навыки в традиционных и нетрадиционных
техниках рисования;
-освоить теоретические навыки и приемы изобразительного искусства.
Метапредметные:
-способствовать формированию начальных знаний о себе, о природном и
социальном мире, в котором живет ребенок;
-развивать формирование интереса к изобразительной деятельности;
-расширять знания детей о родном городе, полуострове, стране и их
обычаях и традициях;
-развивать умение достаточно хорошо владеть устной речью, выражвть свои
мысли и желания, путем изображения на бумаге;
- сформировать желание использовать полученные на занятиях знания,
умения и навыки в общественно-полезной работе – оформлении подарков
для друзей и близких, творческих выставок, праздничных вечеров и т.д.;
- развивать личность ребенка, творчески относящегося к любому делу;
- развивать пространственное мышление, образное представление и
воображение;
- развивать художественный вкус.
Личностные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать трудолюбие и самостоятельность;
- воспитывать личностные качества, такие как доброта,
щедрость,
милосердие, взаимопомощь;
- воспитывать патриотические чувства;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
10

- воспитывать любовь к семье, близким людям, дому, городу, Крыму,
России.

1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Воспитательная работа программы «Познаю и рисую» направлена на:
воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской
культуре, ее традициям; развитие доброжелательности в оценке творческих
работ товарищей и критическое отношение к своим работам; воспитание
чувства ответственности при выполнении своей работы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижение цели
программы, обучающиеся принимают участие в различных творческих
конкурсах, согласно годовому плану, запроса муниципалитета и др., таких
как «Дорога глазами детей», «Вместе ярче», «Пасхальная открытка», «День
Земли», «Открытка Деду Морозу», «Новогодняя игрушка», формирующих
чувства патриотизма и любви к Родине и культурным традициям народов
Крыма, а также в различных дистанционных конкурсах.
Участие в выставках «Осень Золотая» «Зимушка-Зима», «Мой папа
самый лучший», «Мамочка моя», «Крымская весна», «Светлый праздник
Пасха», проводимых внутри ДОУ, направлены на воспитание у детей
эстетических взглядов, любви к изобразительному искусству, любви и
уважение к семье, Родине и традициям.
Тематические занятия и беседы на темы: «Национальный
костюм», «День народного единства», «День защитника Отечества», «Русские
народные росписи», «Природа Крыма», «Русские народные традиции и
обычаи», помогают обучающимся более глубоко изучить основы живописи,
цветоведения и декоративной композиции, а также воспитывают любовь к
природе, любовь к Родине, любовь к изобразительному искусству и народным
промыслам.
Ожидается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности детского коллектива,
повышение интереса к творческим занятиям и уровня личных достижений
дошкольников (победы в конкурсах), привлечение в родителей к активному
участию в работе детей.

11

№

1
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
4

4.1.
4.2.

1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Ознакомительный (стартовый уровень) 1 год обучения
Наименование
Всего Аудиторные часы Форма
раздела, темы
часов
аттестации/
контроля
Теория Практика
Наблюдение
Вводное занятие
1
1
Мир вокруг нас
10
5
5
Приглашение
к 2
1
1
Наблюдение
путешествию
Книги в дорогу
2
1
1
Наблюдение
Уж
небо
осенью 2
1
1
Наблюдение
дышало
Край, в котором я 2
1
1
Наблюдение
живу
Выбираем транспорт
2
1
1
Наблюдение
Путешествие
по 12
6
6
свету
Путешествие
на 2
1
1
Наблюдение
Северный полюс
Путешествие
в 2
1
1
Наблюдение
Тундру
Путешествие
в 2
1
1
Наблюдение
смешанный лес
Путешествие
в 2
1
1
Наблюдение
Крымские степи
Путешествие
в 2
1
1
Наблюдение
Африку
Зоопарк
2
1
1
Творческое
задание
Знакомство
с 12
5
7
народными
мастерами
Волшебница Зима
3
1
2
Наблюдение
В гости к Городецким 2
1
1
Наблюдение
мастерам
12

4.3. Путешествие
к
мастерам Хохломы
4.4. В гости к дымковским
мастерам
4.5. История
русского
костюма
5
Итоговая аттестация
Итого

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

3

1

2

Наблюдение

1
36

17

1
19

Выставка работ

Содержание учебного плана
Ознакомительный (стартовый) уровень 1 год обучения
1. Вводное занятие (1 час)
Комплектование группы. Знакомство с детьми.
Организационные вопросы.
Тематическая беседа с детьми по перспективному плану.
Цели, задачи, направления работы детского объединения.
Техника безопасности при работе с материалами.
2. Мир вокруг нас (10 часов)
2.1.Тема: Приглашение к путешествию.
Цель: Познакомить детей с некоторыми устаревшими формами вежливого
обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приема
гостей; приобщать детей к русской национальной культуре; формировать
умение отражать знания о национальной культуре в продуктивной
деятельности через рисование пластилином.
Материалы к занятию: Современный сервиз, скатерть, салфетки.
Деревянная посуда, хлеб, солонка, рушник. Иллюстрации к русским
народны сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «По щучьему веленью»,
«Царевна – лягушка».
Альбомные листы, пластилин, стеки, доска для лепки, акварель, кисть № 4.
План образовательной деятельности:
1. Беседа с детьми о русских национальных традициях приема гостей.
2. Рассказы детей о семейных традициях приема гостей.
3. Продуктивная деятельность через рисование пластилином.
Теория – 1 час Практика – 1 час
2.2. Тема: Книги в дорогу.
Цель: Уточнить представление детей о библиотеке, развивать интерес к
печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге.
13

Формировать умение детей внимательно рассматривать иллюстрации. Вызвать
желание детей нарисовать иллюстрацию к любимой книге. Активизировать
самостоятельную творческую активность детей во время продуктивной
деятельности. Закрепить умение детей в рисовании манкой.
Материалы к занятию: Любимые детские книги, принесенные из дома.
Альбомные листы, манка, акварель, кисть № 4, клей ПВА, клеевая кисть,
стаканчик-непроливайка.
План образовательной деятельности:
1. Беседа с детьми о библиотеке, о бережном отношении к книге.
2. Игровая ситуация «Книжки потерялись…».
3. Рассказы детей о любимой книге.
4. Продуктивная деятельность «Иллюстрация к любимой книге».
Теория – 1 час Практика – 1 час
2.3. Тема: «Уж небо осенью дышало…»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных
признаках осени, самостоятельно находить их. Формировать умение
устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни
растений. Познакомить с природными особенностями осенних месяцев.
Развивать умение исследовать объекты живой и неживой природы,
устанавливать взаимосвязи, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к
родной природе. Продолжать приобщать детей к русской национальной
культуре.
Закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаж. При
помощи тычка отразить колорит осеннего пейзажа. Вспомнить технику
рисования тычком клеевой кисти.
Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением русской природы,
характерные для осени. Календари погоды. Репродукции к картинам,
телевизор, видеоролик «Золотая осень».
Альбомные листы, гуашь, клеевая кисть, непроливайка.
План образовательной деятельности:
1. Просмотр видеоролика «Золотая осень».
2. Игровая ситуация «Что бывает осенью?».
3. Беседа с детьми о жанре изобразительного искусства – пейзаж.
4. Продуктивная деятельность «Осенний пейзаж».
14

Теория – 1 час Практика – 1 час

2.4. Тема: Край, в котором я живу.
Цель: продолжать знакомить детей с историей и культурой родного края.
Развивать умение наблюдать и описывать.
Закрепить умение детей в рисовании городского и Крымского пейзажа.
Показать отличие и специфику городского пейзажа. При помощи техники
монотипии отразить колорит города и Крыма.
Материалы к занятию: Репродукции городского и Крымского пейзажей.
Фотографии достопримечательностей Евпатории, Крыма, телевизор,
видеоролик «Евпатория город –курорт», «Красоты Крыма».
Альбомные листы, акварель, кисть № 3, непроливайка.
План образовательной деятельности:
1. Просмотр видеороликов «Евпатория город –курорт», «Красоты Крыма».
2. Беседа с детьми о жанре изобразительного искусства – городской пейзаж.
3. Рассказы детей о достопримечательностях нашего города, Крыма.
4. Продуктивная деятельность «Городской пейзаж» или «Пейзажи Крыма»,
при помощи техники монотипии.
Теория – 1 час Практика – 1 час
2.5. Тема: Выбираем транспорт.
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о различных видах
транспорта: легковой, грузовой, общественный, наземный, водный,
воздушный.
Приучать детей видеть зависимость формы транспорта от его
функциональности. Закрепить умение в рисовании восковыми мелками и
акварелью.
Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением различных видов
транспорта.
5 картонных полосок длиной 15 см и шириной 2 см со схематическим
изображением на них самолета, поезда, машины, парохода и ковра-самолета.
15

Альбомные листы,
непроливайка.

акварель,

восковые

мелки,

кисть

№

4,

стакан-

План образовательной деятельности:
1. Просмотр иллюстраций с изображением различных видов транспорта.
2. Беседа с детьми о зависимости формы транспорта от его функциональности.
3. Подвижная игра «Ездит, плавает, летает».
4. Продуктивная деятельность «Грузовой автомобиль».
Теория – 1 час Практика – 1 час
3. Путешествие по свету (12 часов)
3.1.Тема: Путешествие на Северный полюс.
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего
Севера. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях
и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать у детей
способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать
способы их проверки.
Закрепить умение рисовать в технике акварелью по сырой бумаге. Отразить
в рисунке своеобразие природы Крайнего Севера.
Материалы к занятию: Географическая
видеоролик «Северный полюс».

карта,

глобус,

телевизор,

Иллюстрации к сказке В. Катаева «Цветик – семицветик» (девочка Женя на
Северном полюсе).
Иллюстрации с изображением флоры и фауны Крайнего севера.
Альбомные листы, акварель, кисть № 3, непроливайка.
План образовательной деятельности:
1. Просмотр видеоролика «Северный полюс».
2. Беседа с детьми об особенностях природных условий Крайнего Севера.
3. Игровая ситуация «Угадай, где я живу».
4. Продуктивная деятельность в технике акварелью по сырой бумаге
«Северное сияние».
Теория – 1 час Практика – 1 час
3.2. Тема: Путешествие в тундру.
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий тундры.

16

Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и
взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать у детей
способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие
причинно-следственные связи.
Закрепить умение рисовать в технике мазковой живописи.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением флоры и фауны тундры, телевизор, видеоролик
«Природа тундры».
Альбомные листы, гуашь, кисть № 3, стакан-непроливайка.
План образовательной деятельности:
1. Просмотр видеоролика «Природа тундры».
2. Беседа с детьми об особенностях природных условий тундры.
3. Игровая ситуация «Найди пару».
4. Продуктивная деятельность в технике мазковой живописи.
Теория – 1 час Практика – 1 час
3.3. Тема: Путешествие в смешанный лес.
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий смешанного
леса. Продолжать формировать у детей элементарные представления о
взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Дать
детям элементарные представления о лесе, как о зеленом доме растений и
животных. Расширять представления детей о значимости леса.
Закрепить умение детей рисовать в технике граттаж. При помощи данной
техники показать своеобразие лиственных и хвойных деревьев.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением флоры и фауны смешанного леса, телевизор,
видеоролик «Путешествие по лесу».
Листы формата А4, подготовленные для работы в данной технике, заостренная
деревянная палочка.
План образовательной деятельности:
1. Просмотр видеоролика «Путешествие по лесу».
2. Беседа с детьми об особенностях природных смешанного леса.
3. Рассказы детей о диких животных, обитающих в смешанных лесах.
4. Продуктивная деятельность в технике граттаж «Сказочный лес».
Теория – 1 час Практика – 1 час
17

3.4. Тема: Путешествие в Крымские степи
Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий Крымских
степей. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных
признаках весны, приучать самостоятельно находить их. Формировать умение
устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом
жизни животных. Познакомить детей с природными особенностями весенних
степей. Продолжать приобщать детей к русской национальной культуре.
Развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать
способы их проверки, делать выводы. Воспитывать чувство эмпатии к родной
природе.
Закрепить умение рисовать в технике акварелью по сырой бумаге, отражать в
рисунке своеобразие природы степи.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением русской
видеоролик «Весна в Крымской степи».

природы

весной,

телевизор,

Цветок с 12 лепестками.
Аудиозаписи ручейка, ледохода, пения птиц.
Цветы мать-и-мачехи.
Альбомные листы, акварель, кисть № 3, непроливайка.
План образовательной деятельности:
1. Просмотр видеоролика «Весна в Крымской степи».
2. Беседа с детьми об особенностях природных условий степи.
3. Игровая ситуация «Найди отличия».
4. Продуктивная деятельность в технике акварелью по сырой бумаге «Весна в
Крымской степи».
Теория – 1 час Практика – 1 час
3.2.

Тема: Путешествие в Африку.

Цель: Дать детям
элементарные
представления
об
особенностях
географического положения Африки. Познакомить детей с особенностями
природных условий Африки. Формировать элементарные представления о
взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Познакомить детей с африканским ландшафтом и предложить составить его
самостоятельно.
18

Продолжать формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение в
роботе с пластилином, бумагопластикой и бросовым материалом. Закрепить
умение работы с трафаретами.
Материалы к занятию: Географическая карта, глобус, телевизор, видеоролик
«Путешествие в Африку».
Иллюстрации с изображением флоры и фауны Африки.
Фон – ватман, разукрашенный гуашью.
Цветная бумага, толстые нитки, различные крупы, пластилин, природный
материал. Трафареты африканских животных.
Гуашь, кисть № 3, 4, клей ПВА, клеевая кисть, стакан-непроливайка.
План образовательной деятельности:
1. Просмотр видеоролика «Путешествие в Африку».
2. Беседа с детьми об особенностях географического положения Африки.
3. Игровая ситуация «Найди пару».
4. Продуктивная деятельность «Африканские животные».
Теория – 1 час Практика – 1 час
3.2.

Тема: Зоопарк.

Цель: Закрепить представления детей о многообразии животного мира Земли.
Развивать способность анализировать, делать выводы.
Закреплять навыки детей по рисованию в технике мазка. Показать отличие
мазков по длине и по степени нажима на кисть.
Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением животных зоопарка.
Аудиозаписи.
Трафареты или шаблоны животных, простой карандаш, гуашевые краски,
кисть № 3, стакан-непроливайка.
План образовательной деятельности:
1. Беседа с детьми о многообразии животного мира Земли.
2. Игровая ситуация «Найди маму…».
3. Рассказы детей о любимой животном.
4. Продуктивная деятельность «Животные зоопарка».
Теория – 1 час Практика – 2 часа
4. Знакомство с народными мастерами (12 часов)
19

3.2.

Тема: « Волшебница Зима…»

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных
признаках зимы. Формировать умение самостоятельно находить их,
устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом
жизни животных. Познакомить детей с природными особенностями зимних
месяцев. Развивать способность наблюдать, строить предположения,
предлагать способы их проверки, делать выводы. Воспитывать чувство
эмпатии к родной природе. Продолжать приобщать детей к русской
национальной культуре.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением русской природы зимой.
Картонные листы черного цвета, белый мел.
План образовательной деятельности:
1. Беседа с детьми о характерных признаках зимы.
2. Игровая ситуация, «Какая картинка лишняя?».
3. Рассказы детей о зиме и зимней природе.
4. Продуктивная деятельность «Волшебница Зима…».
Теория – 1 час Практика – 2 часа
4.2. Тема: В гости к городецким мастерам.
Цель: Познакомить детей с особенностями изделий городецких мастеров, с
историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое
восприятие предметов искусства.
Познакомить детей с правилами и способами городецкой росписи.
Материалы к занятию:
Изделия городецких мастеров. Вариативный ряд изображения цветов в
городецком стиле, телевизор, видеоролик «Изделия городецких мастеров».
Лист бумаги, тонированный под дерево и вырезанный в форме разделочной
доски, гуашь, кисть № 2, 3, стакан-непроливайка.
План образовательной деятельности:
1. Беседа с детьми об особенностях изделий городецких мастеров, истории
возникновения этого промысла.
2. Просмотр видеоролика «Изделия городецких мастеров».
3. Продуктивная деятельность «Городецкая роспись».
Теория – 1 час Практика – 1 час
4.3. Тема: Путешествие к мастерам Хохломы.
20

Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления
хохломских изделий, историей возникновения этого промысла. Воспитывать
эстетическое восприятие предметов искусства.
Познакомить детей с правилами и способами хохломской росписи.
Материалы к занятию:
Изделия хохломских мастеров. Вариативный ряд изображения растений в
хохломском стиле, телевизор, видеоролик «Путешествие к мастерам
Хохломы».
Лист бумаги, тонированный под дерево и вырезанный в форме ложки, гуашь,
кисть № 2, 3, непроливайка.
План образовательной деятельности:
1. Беседа с детьми об особенностях хохломских изделий, истории
возникновения этого промысла.
2. Просмотр видеоролика «Путешествие к мастерам Хохломы».
3. Продуктивная деятельность «Хохломская роспись».
Теория – 1 час Практика – 1 час
4.4. Тема: В гости к дымковским мастерам.
Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления
дымковских изделий, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать
эстетическое восприятие предметов искусства.
Показать детям варианты орнамента, специфику узора дымковских игрушек.
Материалы к занятию:
Изделия дымковских мастеров. Иллюстрации с изображением этапов
изготовления дымковских игрушек, телевизор, видеоролик «В гости к
дымковским мастерам».
Лист бумаги, вырезанный в форме дымковской барыни, гуашь, кисть № 2, 3,
стакан-непроливайка.
План образовательной деятельности:
1. Беседа с детьми об особенностях и этапами изготовления дымковских
изделий, с историей возникновения этого промысла.
2. Просмотр видеоролика «В гости к дымковским мастерам».
3. Продуктивная деятельность «Барыня».
Теория – 1 час Практика – 1 час
4.5. Тема: История русского костюма.
21

Цель: Познакомить с историей русского национального костюма, с
особенностями его внешнего вида. Формировать умение сравнивать,
описывать, делать выводы. Способствовать развитию речи. Воспитывать
интерес и уважение к русской культуре.
Вызвать желание детей нарисовать русский национальный костюм. Приучать
дифференцировать силу нажима на фломастер или карандаш. Закрепить
умение пользоваться трафаретом.
Материалы к занятию:
Иллюстрации с изображением русских национальных костюмов.
Куклы в русских национальных костюмах.
Аудиозапись русских народных песен.
Альбомный лист, цветные карандаши, фломастеры, трафареты в форме
русского костюма.
План образовательной деятельности:
1. Беседа с детьми об истории русского национального костюма, познакомить
с особенностями его внешнего вида.
2. Игровая ситуация «В музее кукол».
3. Продуктивная деятельность «Кукла в русском сарафане».
Теория – 1 час Практика – 2 часа
5. Итоговая аттестация (1 час)
Подведение итогов работы за год.
Проведение итоговой выставки лучших работ обучающихся.
Проведение познавательной викторины «Юный знаток изобразительной
деятельности».
Обсуждение результатов выставки.
Подведение итогов, награждение.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ознакомительный (стартовый уровень) 1 год обучения
Предметные результаты:
К концу п учебного года дошкольники:
будут знать:
 основные жанры и виды изобразительного искусства;
 различные техники рисования, в том числе нетрадиционные техники;

22

 традиции русской национальной культуры, сезонные изменения в
природе, природные условия разных климатических поясов, народные
промыслы;
 основные понятиями художественной деятельности, выразительные
средства и способы изображения;
 цветовую палитру красок, цветовой круг;
будут уметь:
 самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы,
используя различные известные им способы рисования и средства
выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);
 смешивать краски, получать новые оттенки и цвета;
 пользоваться
различными
художественными материалами
(кисть,карандаш, пастель, краски);
 рисовать в нетрадиционных техниках (кляксография, точечный
рисунок,пальцевая живопись, рисунок по мокрой бумаге, рисунок
нитью);
 рисовать пейзаж;
 правильно определять пропорции предметов, их расположение и
цвет; коммуникативно общаться.
Метапредметные:
К концу обучения у дошкольников:
 будут развиты устойчивые технические навыки в изобразительной
деятельности;
 будут развиты творчество и фантазия, наблюдательность воображение,
ассоциативное мышление;
 будут культура деятельности, сформированы навыки сотрудничества;
 будет сформирован интерес к изобразительной деятельности и
художественный вкус;
 будет расширен общий кругозор;
 будут развиты художественно-творческие способности через воспитание
у детей умение наблюдать, видеть особенности окружающих предметов,
сравнивать их между собой, находить в них общие и различные черты,
выделять главное;
 будет развит познавательный процесс эстетического восприятия:
образное и пространственное мышление, воображение, внимание,
память;
 будет развита мелкая моторика рук;
 будет развита согласованность в работе глаз и рук,
 будет развита координация движений, точность действий;
 будут созданы
необходимые
условия
для укрепления
здоровья, итворческого труда обучающихся;
 будет развито зрительное восприятие и чувство цвета.
23

 будет обогащен визуальный опыт детей, через посещение выставок
Личностные:
К концу обучения у дошкольников:
 будет воспитана самостоятельность;
 будет воспитана доброжелательность, стремление помочь друг другу;
 будет воспитано бережное отношение к своим работам и работам других
детей, художественным принадлежностям и окружающим предметам;
 будут воспитаны коммуникативные навыки и чувство коллективизма;
 будет воспитано внимание, аккуратность,
целеустремлённость,
трудолюбие, усидчивость, умение двести начатое дело до конца;
 будет воспитана любовь к семье, близким людям, дому, городу,
Крыму,России.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год обучения
(уровень)

Дата
начала
занятий

1 год обучения
стартовый
Группа 1,2

01.09.2022

Дата
Количество Количество Количество Режим
окончания учебных
учебных
учебных занятий
занятий
недель
часов в часов в год
неделю
31.05.2023
36
1
36
1 раз в
неделю

В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и
планом работы учреждения.
В период летних каникул занятия проводятся по утвержденному
расписанию, составленному на период летних каникул, в форме
развивающих занятий, экскурсий, тематических мероприятий, или по
краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.
В период всех каникул допускается работа с переменным составом
дошкольников, объединение групп, сокращение численности их состава,
корректировка расписания.
2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Разработка
и
общеразвивающей

реализация
программы

дополнительной
общеобразовательной
«Познаю и рисую» осуществляется
24

руководством МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка» , а также педагогом
дополнительного
образования,
имеющим
высшее
образование
и
профессиональное образование в области, соответствующей профилю
программы, в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
Материально-техническое обеспечение
 оборудованное помещение (групповая комната), в которой
представлены в достаточном объеме наглядно-информационные
материалы, хорошее верхнее освещение;
 столы и стулья;
 шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;
 доска;
 телевизор;
 магнитофон;
 литература по изобразительному искусству.
Материалы:










простые и цветные карандаши;
фломастеры;
пластилин;
восковые мелки;
акварель и гуашь;
пастель;
листы формата А3;
листы формата А4;
ватман.

Оборудование:











ножницы;
клей ПВА;
заостренный деревянные палочки;
кисти толщиной (2,3,4,6, )для рисования и для клея;
линейки;
палитры для гуаши и акварели;
разнообразные трафареты;
непроливайки для воды;
подборка видеороликов согласно тематике занятий;
подборка звукозаписей согласно тематике занятий.

Методическое обеспечение общеобразовательной программы Особенности
организации образовательного процесса
25

Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Познаю и рисую» осуществляется в очной
форме на базе МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка» с воспитанниками старшего
дошкольного возраста.
Методики
Применяется методика работы по организации учебного процесса, методика
организации и проведения мероприятия (выставки).
Методы обучения
Для достижения
поставленной
цели и
реализации задач
программы используются следующие методы обучения:
o игровой (игровая
ситуация, сюрпризный момент, игровой
мотив,обыгрывание готового изображения);
o объяснительно-иллюстративный (показ педагогом последовательности
выполнения работы с разъяснением);
o наглядный (наблюдение,
рассматривание предмета, образец,
показ картины, показ способов изображения и способов действия);
o словесный (рассказ, беседа, объяснение);
o практические – (выработка практических навыков у обучающихся);
o репродуктивные (закрепление,
углубление знаний
и
способов
деятельности).
Методы воспитания:
o мотивация;
o стимулирование, похвала;
o личный пример;
o поощрения;
o замечания.
Формы организации образовательного процесса
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия
Формы организации учебного занятия: игра, беседа, наблюдение, выставка,
мини выставка, конкурс, практическое занятие, самостоятельная творческая
работа.
Педагогические технологии
В
процессе реализации программы используются
педагогические технологии:
26

следующие

o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o

технология игровой деятельности;
технология развивающего обучения;
технологии коллективного творческого воспитания.
коммуникативная технология обучения;
здоровьесберегающие технологии;
групповые технологии;
технология развития критического мышления;
личностно-ориентированные технологии;
технология сотрудничества;
технология развития ассоциативно-образного мышления;
технология индивидуализации обучения;
технология проблемного обучения.

Алгоритм учебного занятия
Как правило, проводятся занятия комбинированного типа, на которых
решается несколько дидактических задач (повторение пройденного,
объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений с
помощью самостоятельной работы).
Общая структура занятия изобразительного искусства:
1.Подготовительная часть:
Организационный этап (организация обучающихся, подготовка необходимых
учебных принадлежностей)
Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной
заинтересованности, повышение мотивации к изобразительной деятельности
обучающихся)
2.Основная часть:
Анализ объекта исследования (натура, тема; анализ объекта по форме,
величине, цвету, строению, положению в пространстве; выявление сюжета
рисунка)
Определение последовательности выполнения рисунка (планирование
деятельности)
Указания к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и техники
его исполнения, предупреждение возможных ошибок)
Работа
обучающихся
над
рисунком
и
руководство процессом
изобразительной
деятельности
(осуществление
фронтального,
дифференцированного, индивидуального руководства, повторное привлечение
внимания обучающихся к объекту изображения, актуализация представлений,
27

активация и стимуляция деятельности обучающихся, дополнительный показ
технических приёмов рисования).
Физкультминутка проводится в конце основной части занятия.
3.Заключительная часть:
Подведение итогов занятия (обобщение деятельности обучающихся,
просмотр и развёрнутый анализ работ с точки зрения поставленных задач,
фиксирование внимания обучающихся на ошибках и достоинствах рисунков,
оценка)
Организованное окончание занятия.
Группы старшего дошкольного возраста, обучающихся по программе
«Познаю и рисую» посещают дети с разным уровнем способностей, поэтому
применяется дифференцированный подход к обучению. Индивидуальные
особенности каждого ребенка учитываются при объяснении им нового
материала.
Методические и дидактические материалы
Методические пособия:
-Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. -264с
-Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для
педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. Ред.
Комаровой Т.С. – М. [Текст]: Пед. Общество России, 2002. – 147с
-Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
-Грибовской А.А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты
занятий / [Текст] – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
-Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,
2012 г.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
-Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004.
– 128с.
-Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. / А. Ильина //
Дошкольное воспитание. - № 2. – 2004. – с. 48-50.
-Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

28

-Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного
возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М:
ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
Дидактическое обеспечение программы:
-схемы-плакаты по цветоведению «Цветовой круг»;
-иллюстрации художников: Ю.Васнецова, С. Рачёва, Е. Чарушина, В.
Лебедева, и т.д.
-альбом «Выдающиеся художники Крыма. Валентин Бернадский»;
-энциклопедия мирового искусства «Мастера русской живописи»;
-плакаты для воспитательной работы;
-работы детей, выполненные ранее;
-тематические подборки журналов, фотографий;
-наглядные картинки художников детской книги;
-видеоролики согласно тематики занятий;
-звукозаписи согласно тематике занятий;
-видеофильм «Живопись для детей».
Информационное обеспечение:
Литература в помощь освоению образовательной программы:
o Великие художники. Серия альбомов №1 - №23. – М.:
o –иллюстрации
Олейникова
И.Ю.(демонстрированиеоригинальныхкомпозиционных приемов);
o Казиева М. Сказка в русской живописи. Энциклопедия живописи для
детей;
o Ильина Т.В. От техники к образу;
o Перевертень Т.И. «Мозаика из круп и семян»;
o Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. «Пластилиновая картина».
Наглядный материал
Используется наглядный материал следующих видов:
o дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и
задания для устного опроса, практические задания, и др.) и
дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета,
композиции и т.д.;
o схематический
или символический (оформленные стенды,
таблицы, схемы, рисунки, чертежи, шаблоны и т.п.);
o картинный и картинно-динамический (картины, портреты, пейзажи,
натюрморты, иллюстрации, фотоматериалы и др.);
29

o образцы готовых рисунков, шаблоны;
o объемный (макеты и муляжи растений и их плодов, растения,
образцыготовых рисунков);
o тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения
ихпредставлений об окружающем мире (времена года, цветовой круг);
o интернет-ресурсы

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Форма аттестации обучающихся: игра, беседа, викторина, конкурс,
путешествие, сказка, соревнование, отчетная выставка, проводимая в конце
учебного года.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
готовая работа (рисунок), грамоты, дипломы, журнал посещаемости, фото,
сертификат.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставки, готовые работы, диагностическая карта, конкурсы.
Формы контроля
Проверка выполнения программы дошкольниками осуществляется в
форме текущего, промежуточного и итогового контроля (педагогическое
наблюдение, опрос, выполнение творческого задания, участие в конкурсах,
отчетная выставка творческих работ).
Входной контроль – проводится с группах старшего дошкольного возраста
МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка». При начале работы по программе «Познаю и
рисую», изучаются интерес и отношение ребенка к выбранной деятельности,
его личностные качества. Входной контроль проводится в форме беседы с
обучающимся, а также по итогам просмотра выполненного творческого
задания.
30

Текущий контроль проводится в течение учебного года на каждом занятии в
форме наблюдения. Педагог определяет степень усвоения обучающимися
учебного материала, что позволяет педагогу подобрать наиболее
эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль проводится в конце полугодия, изучается
динамика освоения предметного содержания ребенком, личностного развития,
взаимоотношений в детском коллективе, контролируется эффективность
работы дошкольников.
Форму промежуточного контроля определяет педагог - педагогическое
наблюдение, викторина, творческое задание, мини выставка.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка,
его знаний, умений и навыков в форме викторины и выполнения творческого
задания, отчетной выставки или участия в творческих конкурсах.

Форма проведения итогового контроля
Проверка усвоения теоретических знаний по программе проводится в
форме наблюдения , творческих работ и выставок:
o Не умею или умею иногда (2 балла);
o Умею с чьей-то помощью (3 балла);
o Умею, но в зависимости от сложности материала (4 балла).
Результат заносится в лист диагностики результатов образовательной
деятельности творческих и эстетических знаний и умений по освоению
программы (диагностическую карту) (Приложение №1).
Проверка усвоения практических умений и навыков осуществляется в
форме проведения выставки творческих работ по темам программы.
Творческие работы дошкольников (рисунки) оцениваются по по 4-х
бальной системе по определенным критериям. Критерии оценки
результативности по каждой теме программы определяются в соответствии
с реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой и отражают уровень знаний, умений, навыков обучающихся (4
балла - высокий, 3 балла - достаточный, 2 балла - минимальный). Уровни и
критерии знаний, умений и навыков обучающихся по окончании
о з н а ко м и те л ьн о г о (стартового) уровня программы представлены в
Приложении. (Приложение № 1).
31

Результаты аттестации заносятся в лист диагностики уровня
сформированности практических навыков и теоретических знаний
(диагностическую карту) и должны отражать уровень планируемых
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы.
2.4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного
образования детей: от замысла до реализации. М. Педагогическое
сообщество, 2016.;
- Буйлова
Л.Н.Технология
разработки
и
оценка
качества
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
новое время – новые подходы. М. Педагогическое сообщество, 2015.;
- Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества
детей// Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А.
Ветлугиной. - М., 1972.;
- Ветлугина Н.А. Ребенок и изобразительное творчество. - М., 1987.;
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. – М.:
«Скрипторий», 2007.
- Давыдов
В.В.
Проблемы
развивающего
обучения:
опыт
теоретического
и
экспериментального
психологического
исследования: Учебное пособие для вузов. Издательство: Академия,
2004.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО
«СТОЛЕТИЕ», 1994.
Рекомендуемая литература для детей и родителей:
- Блейк В. « Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.
- Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.
- 15.Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург
«Нева»,Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
- Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002г.
- Лыкова И.
А., Грушина
Л. В., журнал
«Мастерилка»№5.2008.«Тестопластика»
- Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
32

- Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, ОлмаПресс,2003г.
- Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
- Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика».Москва
«Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия
развития», 2006г.
- Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель»,
2006г.
- Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн»,
2002г. 14.Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн»,
2003г.
- Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004г.

33

3.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1

3.1 Оценочные материалы
Цель: проведения итоговой аттестации - определение степени усвоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Познаю и рисую» по окончании ознакомительного(стартового) уровня 1
года обучения.
Задача: проведения итоговой
аттестации - проверка творческих и
эстетических навыков, знаний, умений по темам программы стартового
уровня.
Форма проведения: наблюдение, выставка (проверка практических умений).
Оценка деятельности дошкольников, обучающихся по программе «Познаю и
рисую» заключается в оценке теоретических знаний и оценка практических
умений и навыков. Оценивание производится посредством методов
наблюдения, бесед, участия в выставках, конкурсах, выполнения творческих
работ.
Продолжительность выполнения работы: 30 минут.

Критерии оценивания теоретических знаний:
4 балла – высокий уровень - обучающийся владеет теоретическими
знаниями согласно программе, отвечает на задаваемые вопросы на 100 %.
3 балла - достаточный уровень - обучающийся владеет теоретическими
знаниями согласно программе, отвечает более, чем на 50 % задаваемых
вопросов.
2 балла - минимальный уровень - обучающийся владеет теоретическими
знаниями согласно программе не в полном объеме, отвечает менее, чем на
50 %задаваемых вопросов.
Критерии оценивания практических умений навыков по разделам
указаны в Приложении № 1 (таблица).

34

Уровни оценивания практических умений навыков
4 балла – высокий уровень
3 балла - достаточный уровень
2 балла - минимальный уровень

Средний показатель качества знаний (количество баллов по результатам
диагностики):
25-40 баллов – программа усвоена дошкольниками на высоком уровне;
19-24 баллов – программа усвоена дошкольниками на достаточном уровне;
18-20 баллов – программа усвоена дошкольниками на минимальном уровне.

Для объективной оценки качества усвоения программы каждым
дошкольником, педагогом заполняется Лист диагностики результатов
образовательной деятельности творческих и эстетических знаний и умений
уровня теоретических знаний и практических навыков, где учитывается
уровень теоретических знаний и практических навыков и умений, творческие
достижения (Приложение № 1).

35

Лист диагностики результатов
образовательной деятельности творческих и эстетических знаний и
умений уровня теоретических знаний и практических навыков по
программе «Познаю и рисую»
Ознакомительный(стартовый) уровень 1 год обучения
Учебный год

2022-2023 учебный год

Система оценок: средний уровень, высокий
уровень

Стремление к совершенству и
законченности в работе

Проявление творчества и фантазии в
создании работ

Моделирование художественновыразительных форм

Умение пользоваться чертежами и схемами

Овладение основными навыками работы с
разными техниками рисования

Владение разнообразными приемами

Знание базовых форм и условных
обозначений

Основы рисования

Организация рабочего места

№ Фамилия,
имя
дошкольника

Умение пользоваться инструментами и
приспособлениями

Детское объединение «Познаю и рисую»

1
2
3
4
5

Уровни оценивания дошкольника:
4 балла – высокий уровень
3 балла - достаточный уровень
2 балла - минимальный уровень
Средний показатель качества знаний:
25-40 баллов – программа усвоена дошкольниками на высоком уровне;
19-24 баллов – программа усвоена дошкольниками на достаточном уровне;
18-20 баллов – программа усвоена дошкольниками на минимальном уровн
36

Приложение № 2
3.2.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематический план
для групп ознакомительного (стартового) уровня 1 года обучения
программы «Познаю и рисую» на 2022-2023 учебный год
Количест
во часов

Дата по расписанию
По плану По факту

№

Название
темы
занятия

1.

Вводное занятие

1

Наблюдение

2.

Мир вокруг нас

10

Наблюдение

Сентябрь

Форма Примечание
аттестации (корректиро
вка
и контроля
)

2.1.

Приглашение к
путешествию

2

Наблюдение

2.2

Книги в дорогу

2

Наблюдение

Итого за месяц

4
Октябрь

Уж небо осенью
дышало
2.4
Край, в котором я
живу
Итого за месяц
Ноябрь
2.5. Выбираем транспорт
3.
Путешествие по
свету
3.1
Путешествие на
Северный полюс
Итого за месяц
Декабрь
3.2. Путешествие в Тундру
3.3
Путешествие в
смешанный лес
Итого за месяц
Январь
3.4
Путешествие в
Крымские степи
3.5
Путешествие в
2.3

2

Наблюдение

2

Наблюдение

4
2
12

Наблюдение
Наблюдение

2

Наблюдение

4
Наблюдение
Наблюдение

2
2
4
2

Наблюдение

2

Наблюдение
37

Африку
Итого за месяц
Февраль
3.6
Зоопарк
4.

4.1.

Знакомство с
народными
мастерами
Волшебница Зима
Итого за месяц

Март
4.1.
Волшебница Зима
4.2. В гости к Городецким
мастерам
Итого за месяц
Апрель
4.3
Путешествие к
мастерам Хохломы
4.4 В гости к дымковским
мастерам
Итого за месяц

4
Творческое
задание
Наблюдение

2
12

2
4

Наблюдение

2
2

Наблюдение
Наблюдение

4
2

Наблюдение

2

Наблюдение

4
Май

4.5.
5

История русского
костюма
Итоговая аттестация

3

Наблюдение

1

Выставка
работ

Итого за месяц
Итого за год

4
36

38

Приложение № 3
3.3.ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
с обучающимися дошкольниками по программе «Познаю и рисую»МБДОУ
«ДС № 15 «Аленушка»
на 2022-2023 учебный год
Направление
Дата
Мероприятия
воспитательной
Проведения
работы
Гражданское
Знакомство детей с культурой Крыма
Ноябрь
воспитание
иРоссии.
Обзор
национальных к костюмов,
музыки и народных игр.
Патриотическо Знакомство с символикой Российской
Ноябрь
е воспитание и
Федерации (герб, флаг, гимн) Чтение
формирование
стихов для детей, наглядный обзор
российской
герба и флага.
Февраль
идентичности
Беседы, направленные на: воспитание
любви и уважения к традициям
Отечества, Центра творчества, семьи.
Воспитание уважения к правам,
свободам и обязанностям человека.
Формирование у воспитанников таких
качеств, как долг, ответственность,
честь, достоинство, личность
Духовное и
Беседы
на
тему:
«Русские
Октябрь
нравственное
народные
игры»,
«Русский
Ноябрь
воспитание
народный костюм», «Городецкая
детей на основе роспись».
российских
традиционных
ценностей
Приобщение
детей к
культурному
наследию

Рассматривание

образцов
народно

й росписи:
Дымки, Хохломы и Городца.

Март
Апрель

Дидактическая игра «Весенняя
палитра»
Популяризация Задачи: развивать зрительную память,
научных
знаний среди цветовую зоркость; формировать
детей

знания
по цветоведению (названия цветов,
какие цвета следует смешать, чтобы
получить нужный цвет);
совершенствовать навыки работы
красками и кистью.

39

Место
проведеня
МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»
МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»

МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»

МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»
МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»

Апрель

Отметка о
выполнении

Физическое
воспитание и
формирование
культуры
здоровья

1.Разъяснительные
профилактические
беседы:
-Месячник профилактики
ДТП(дорожно-транспортных
происшествий).
- По противопожарной безопасности
- Профилактика
короновируснойинфекции.
По профилактике
короновируснойинфекции.
По профилактике гриппа и простудных
заболеваний.

Сентябрь

Октябрь
Ноябрь

Профилактика травматизма в быту.
По безопасности на воде и льду.
По профилактике ОРВИ и гриппа.

Поведение ребенка в
чрезвычайныхситуациях.

Март

По предупреждению пищевых
отравлений грибами и
растениями.По профилактике
заболеванийклещевым
энцефалитом.
По безопасному поведению на воде.

Трудовое
воспитание

Февраль

Апрель

Май

МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»

МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»
МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»
МБДОУ «ДСЯнварь
№ 15
«Аленушка»
МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»
МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»
МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»
МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»
МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»

2.Беседы по правилам поведения
приугрозе и осуществлении
террористического акта и
профилактические беседы:
«Терроризм – это…».

В течении
года

Выполнение выставочных

В течение
учебного года

МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»

Октябрь

МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»
МБДОУ «ДС
№ 15
«Аленушка»

работ.
Экологическое
воспитание

Беседа: «Всемирный день защиты
животных».

Пропаганда
безопасного
поведения на
дорогах

Проведение на занятиях «минуток
безопасности» с напоминанием
детямнеобходимости соблюдать
ПДД, обращением внимания детей
на
погодные условия и
особенности улично-дорожной
сети.

40

В течение
года

Приложение № 4
3.4. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
дошкольников, обучающихся по программе «Познаю и рисую»
на 2022-2023 учебный год
№

Дата
проведения

1.

Сентябрь

2.

Октябрь

3.

Ноябрь

4.

Декабрь

5.

Январь

6.

Февраль

7.

Март

9.

Апрель

10. Июнь

Содержание работы

Место
проведения

Подача заявок на программу «Познаю и
рисую». Знакомство, консультации и
беседы сродителями.
Проведение родительских собраний.
Организационные вопросы.
Тематическая беседа сродителями по
перспективному
плану детского
объединения «Познаю и рисую». Цели,
задачи, направленияработы детского
объединения.
Индивидуальная работа с родителями.
Индивидуальная работа с родителями
по выявлению
интереса к занятиям изобразительным
творчеством.
Индивидуальное
собеседование с родителями
учащихся по текущим
проблемам обучения и
воспитания.
Организация совместной работы детей и
родителей поподготовке к новогодней
выставке «Новогодняя открытка»
Посещение родителями с детьми
выставки «Новогодняя игрушка»
Индивидуальное
собеседование
с
родителями учащихся по текущим
проблемам обучения и воспитания.
Организация мини-выставки «Мой папа
лучше всех»
Мероприятие совместно с родителями
«Моя мамочка» организация минивыставки
Проведение родительских собраний
Предварительная запись на обучение
по программе «Познаю и рисую».
Организация совместной работы детей
и родителей влетний период.

МБДОУ «ДС №
15 «Аленушка»

41

Отметкао
выполнении

МБДОУ «ДС №
15 «Аленушка»

МБДОУ «ДС №
15 «Аленушка»

МБДОУ «ДС №
15 «Аленушка»

МБДОУ «ДС №
15 «Аленушка»
МБДОУ «ДС №
15 «Аленушка»
МБДОУ «ДС №
15 «Аленушка»
МБДОУ
«ДС Подведение
№
в группах.
итогов.
15 «Аленушка»
МБДОУ «ДС №
15 «Аленушка»

Приложение № 5
3.5.ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Познаю и рисую»

№
п/п

Причина корректировки

42

Дата

Согласование
с
заведующим
МБДОУ
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».