Дополнительная общеобразовательная программа Знатоки ПДД

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА
ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 15 «АЛЕНУШКА»
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
ОДОБРЕНО
Педагогическим
советом МБДОУ
ДС №15«Аленушка»
от «29 августа 2022г.
Протокол № 3

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
ДС № 15 «Аленушка»
Федулова Е.В.
Приказ от
« 25 » августа2022г.
№ 543/01-17

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЗНАТОКИ ПДД»

Направленность: социально-гуманитарная
Срок реализации программы: 1 год
Вид программы: модифицированная
Уровень: ознакомительный (стартовый)
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Составитель: Федотова-Иванова Екатерина
Викторовна, старший воспитатель МБДОУ
«ДС № 15 «Аленушка»

г. Евпатория 2022г.

Содержание
1. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи
1.3. Воспитательный потенциал программы
1.4. Содержание программы
1.5. Планируемые результаты
2. Раздел. 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Список литературы
3. Раздел. 3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
3.2. Календарно-тематическое планирование
3.3. Перечень праздников и мероприятий
3.4. План работы с родителями
3.5. Лист корректировки

2

3
3
10
11
11
19
21
21
21
27
28
30
30
35
38
40
43

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Познаю и рисую» разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами,
являющимися
основанием
для
проектирования
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020г.);
- Федеральный Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07.2020г.);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерациина период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018г. № 16);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
-Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование
для детей» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30
ноября 2016г. № 11);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму
работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»);
- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование»
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.
3

№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (далее – Целевая модель);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей», письмо Министерства образования и науки РФ от 29
марта
2016г.
№
ВК-641/09
«О
направлении методических
рекомендаций»;
- Закон Республики Крым «Об образовании» от 06.07.2015г. № 131ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019г.);
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09 декабря 2021г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
-Устав Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного
учреждения «Детский сад № 15 «Аленушка» города Евпатории Республики
Крым « МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка»).
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Знатоки ПДД» имеет социально-гуманитарную направленность, так
как создает условия для социальной практики ребенка в его реальной
жизни, помогает в накоплении нравственного и практического опыта.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожнотранспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно
поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной
проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов,
родителей и детей.
4

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и
соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В
ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка
«слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать
улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон
разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными
событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и
подстерегает опасность. Часто дети вырываются из рук родителей при
переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые
вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через
сложнейшие перекрестки.
Одной из основных причин дорожно - транспортных происшествий с
детьми является незнание ими Правил дорожного движения, правил посадки
в автобус и т.д.
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных
психологических особенностей не всегда могут правильно оценить
обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям
в
дорожном
движении
обусловлена
такими
особенностями
психофизиологического развития, как: неустойчивость и быстрое
истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и
быстрое их исчезновение; преобладание процессов раздражения и
возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в
движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток
знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.
Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен
вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность
несчастных случаев. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с
детьми правила дорожного движения.
Дети получают удовольствие от, решения поставленной задачи,
моделирования различных ситуаций в большой степени благодаря тому, что в
эти занятия включен процесс выбора, близкий игре.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что процессе ее реализации
используется разнообразная подборка форм, методов и приемов обучения.
Новизна программы: заключается в разработке содержания и форм
работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного
движения,
которая
предусматривает
поэтапную
организацию
образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении
проблемы.
Программа «Знатоки ПДД» - это работа на перспективу. Чем раньше
научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет
неприятных происшествий на проезжей части улиц.
5

Образовательная деятельность, проводимая с детьми, имеет
практическую направленность на обеспечение безопасности, на формирование
у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного
движения. Задача педагогов не столько обучить, сколько научить
ребенка полагаться только на самого себя, в плане правильного и
безопасного поведения на улицах и дорогах, дать представление об
опасности, выработать навык и правильные поведенческие установки.
Материал, представляемый детям в рамках образовательной деятельности,
постепенно усложняется, уточняется, дополняется, передается через
традиционные и инновационные методы и формы организации
образовательной
деятельности
с дошкольниками в соответствии с тематическим планом работы по
ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со
сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия
воспитателей и родителей.
Для снятия утомляемости
с дошкольниками во время занятий
проводится физкультминутка. Используются разнообразные виды отдыха:,
дыхательная гимнастика, занимающие 3-5 минут, пальчиковые
и
малоподвижные игры,.
Отличительная особенность
Отличительная особенность заключается в том, что программа
позволяет в условиях дополнительного образования расширить возможности
дошкольника в области познавательной деятельности.
Современному обществу необходим человек с широким спектром
способностей, развитыми индивидуальными качествами личности. Одно из
первых мест в ряду целей образовании принадлежит подготовке
подрастающего поколения. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных
изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен
активизировать свой потенциал, основой которого является воображение.
Знания ребенка о правилах дорожного движения, различных ситуациях
на дороге, умении себя правильно вести в зависимости от происходящего на
улице, помогут ребенку в дальнейшем свободно переходит улицу,
пользоваться общественным или личным транспортом без особого страха и
риска за собственную жизнь и здоровье. Особое внимание уделяется
формированию у детей обобщенных представлений на основе полученных
теоретических приобретенных практических знаний.
Отличительной особенностью программы является индивидуальный
подход к каждому ребенку, а также реализация принципа обучения и
воспитания в коллективе, являющиеся одним из условий успеха обучения и
развития дошкольников. В процессе работы на занятиях детьми выполняются
6

и индивидуальные и коллективные работы. Коллективные задания вводятся в
программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что
Программа «Знатоки ПДД» предполагает систематическую и разноплановую
работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания
детей, а также активные формы организации обучения и просвещения
родителей по данной проблеме.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения,
максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск
позволяют: ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их
оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к
осуществлению
взаимодействия
с
дошкольным
образовательным
учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально
организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить воспитанникам
новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать
непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся
личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми
элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения,
сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом
иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов,
понятий, определений.
Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть
логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым
объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги
и зеленым сигналом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог
постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть
внимательными и осторожными.
Беседы, минутки (пятиминутки). Этот метод педагог использует, опираясь на
уже имеющиеся знания и личный опыт ребенка, подводит их с помощью
вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их
знания, умения и навыки.
Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
Правильно
сформулированная
задача
придает
мышлению
детей
направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют
установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное
повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости
зеленого света светофора как безопасного, красного - как опасного или
7

правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево,
направо).
Решение проблемных ситуаций.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по
правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения.
Тематические игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные
на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для
поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует
более прочному запоминанию правильных безопасных действий.
В старшем дошкольном возрасте
в игру вводятся моделирование
дорожных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных
ситуаций, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот,
правильных и безопасных действий.
Экскурсии. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи
крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги;
на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим
числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д.
На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость
усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
Конкурсы, викторины, развлечения, досуги.
Чтение художественной литературы.
Продуктивные виды деятельности.

Адресат программы
Программа «Знатоки ПДД» предназначена для детей старшего
дошкольного возраста 6-7 лет.
Прием детей для обучения по программе производится по принципу
добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них
определённых умений. Главным условием является – желание ребёнка
изучать и на практике отрабатывать полученные знания по ПДД,
направленные в первую очередь на сохранение жизни и здоровья самого
ребенка.
Состав групп: одновозрастные группы с количеством обучающихся 15
– 20 человек в каждой группе.
8

Объем и срок освоения программы
Срок
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Знатоки ПДД» составляет 1 год.
Объем программы:
Ознакомительный (стартовый) уровень обучения- 70 часов в год.
Уровень программы:
1 год обучения- уровень ознакомительный (стартовый).

и

Формы обучения
Форма
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Знатоки ПДД»
- очная. Реализация
программы осуществляется на базе МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка» и
использованием его ресурсов.
Особенности реализации образовательного процесса
Организация образовательного процесса происходит в соответствии с
учебным планом МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка».
Группы формируются из детей старшего дошкольного возраста в
пределах указанной возрастной группы (6-7 лет). Состав группы
постоянный. Занятия проводятся в групповой форме.
Виды занятий определяются содержанием программы: беседа,
практическое занятие, тематическое занятие, тренировочные игрыупражнения, тематические упражнения, рассказы-объяснения, экскурсии,
встречи с инспектором ПДД и др.
В
процессе
реализации
учебного
процесса
применяется
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, а также
используются такие образовательные технологии как :
-игровая;
-технология личностно-ориентированного обучения;
-педагогика сотрудничества.
Все технологии направленны на формирование у дошкольников
мотивации к познанию.
Режим занятий
Ознакомительный (стартовый) уровень
1 год обучения:
Учебные занятия не превышают время, предусмотренное физиологическими
особенностями

возраста

детей

и

«Санитарно-эпидемиологическими

правилами и нормами»: 2 раза в неделю по 25- 30 минут.
Всего -70 часов в год.
Состав группы – 15-20 человек.
9

1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих
процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и
формирования у них необходимых умений и навыков, выработка
положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах.
Задачи:
Образовательные:
 развивать мотивацию к безопасному поведению;
 развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации;
 научить основным правилам дорожного движения;
 обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному
поведению на улицах и дорогах;
Метапредметные:
 формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и
выполнения правил дорожного движения (ПДД);
 обучить правильному поведению на улицах, используя полученные
знания по данному вопросу;
 формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного
поведения на дорогах и улицах;
 формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на
улице и в транспорте.
Личностные:
 - воспитывать сознательное отношение к выполнению правил
дорожного движения;
 воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного
движения.
 развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность

10

1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Воспитательная работа программы «Знатоки ПДД» направлена на: воспитание
культуры поведения и дорожной этики в условиях дорожного движения, на
воспитание сознательного и ответственного отношения к выполнению правил
дорожного движения в повседневной жизни дошкольника и бережного
отношения к сохранению собственной жизни и здоровья.
Ожидается, что в результате проведения воспитательных мероприятий
будет достигнут высокий уровень сплоченности детского коллектива и
коллектива родителей, повышение интереса к занятиям и уровня личных
достижений дошкольников (победы в конкурсах), привлечение в родителей к
активному участию в работе ДОУ по программе «Знатоки ПДД».





№

1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1
2.2
2.3.

Во время реализации программы «Знатоки ПДД» планируются:
проведение различных встреч с инспекторами и сотрудниками ГИБДД,
общественными инспекторами дорожного движения;
участие в совместных мероприятиях по профилактике ПДД;
участие в различных конкурсах, в том числе и дистанционных по
профилактике ПДД;
разработка и изготовление различных памяток и листовок-обращений
совместно со специалистами о необходимости соблюдать ПДД.
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Ознакомительный (стартовый уровень) 1 год обучения
Наименование
Всего Аудиторные часы Форма
раздела, темы
часов
аттестации/
контроля
Теория Практика
Наблюдение
Наша улица
8
4
4
Диагностика
2
1
1
Наблюдение
Диагностика
2
1
1
Проблемные
задачи
Наша улица
2
1
1
Наблюдение
Наша улица
2
1
1
Наблюдение
Готовы ли мы стать 8
4
4
пешеходами?
Дом, в котором я 2
1
1
Наблюдение
живу
Правила
поведения 2
1
1
наблюдение
пешеходов
Диагностика.
2
1
1
Наблюдение
Выявление
уровня
11

представлений
воспитанников о ПДД
2.4. Диагностика
2
3.
Транспорт
3.1. Транспорт прошлого,
будущего
и
настоящего
3.2 Транспорт помогает
людям
3.3 Профессии
3.4. Виды транспорта
4.
Светофор
и
его
помощники
4.1. Дорожные
знакипомогающие людям
4.2. Дорожные
знакипомогающие людям
4.3. Путешествие
по
городу
дорожных
знаков
4.4. Путешествие
по
городу
дорожных
знаков
5.
Мы пассажиры
5.1. Я
примерный
пассажир
5.2. Спортивный праздник
«Правила дорожные
детям
знать
положено»
5.3. Диагностика

8
2

4
1

4
1

Проблемная
ситуация
Наблюдение
Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2
2
8

1
1
4

1
1
4

Наблюдение
Мини-выставка

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Мини-выставка

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

6
2

2
1

4
1

Экскурсия

2

-

2

Наблюдение

2

1

1

Проблемная
ситуация

Пусть дорога станет
безопасной
Безопасный путь
Велосипед за и против
Пусть дорога станет
безопасной
Пусть дорога станет
безопасной
Я
примерный
пассажир
Я и другие пассажиры

8

4

4

2
2
2

1
1
1

1
1
1

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

2

1

1

Наставничество

8

4

4

2

1

1

6.
6.1.
6.2.
6.3
6.4.
7.
7.1.

1

1

12

Наблюдение

7.2.
7.3.
7.4.
8.
8.1
8.2.
8.3.
8.4.
9.

9.1.
9.2.
9.3
9.4

и пешеходы
Я в машине
Знаю сам-научу друга
Выполни верно
Знаешь сам - научи
товарища
В гости к малышам
У нас гости
Диагностика
Диагностика
Правила дорожные
детям
знать
положено
Правила дорожного
движения
Мы пешеходы
Диагностика
Диагностика
Итого

2
2
2
8

1
1
1
4

1
1
1
4

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

1
2
2
2
8

1
1
1
1
3

1
1
1
1
5

Наблюдение
Наблюдение
Мини-выставка
Наставничество

2

1

1

Наблюдение

2
2
2
70

1
1
33

2
1
1
37

Наблюдение
Экскурсия
Выставка

Содержание учебного плана
Ознакомительный (стартовый) уровень 1 год обучения
1.
Наша улица (8 часов)
Тема 1.1. Диагностика
Теория. Выявление уровня представлений воспитанников о правилах
дорожного движения.
Практика.
Сюжетно-ролевая игра
«Путешествие по городу».
Конструирование
из
блоков
Дьенеша
«Грузовик». Рассматривание
иллюстраций. Просмотр видео клипа про детский сад и его окрестности.
Тема 1.2. Диагностика
Теория. Формирование представлений об окружающем пространстве.
Практика. Просмотр видеоклипа " «Мой город». Режиссёрская игра
«Осторожно – дорога!» Проблемные ситуации: «Правила движения
автомобилей по проезжей части», Передвижение пешеходов по тротуару».
Тема 1.3. Наша улица
Теория. Закрепление знаний об улице, проезжей части, тротуаре, окружающем
пространстве.

13

Практика. Экскурсия по окрестностям детского сада. Дидактическая игра
«Что мы видим вокруг». Беседа «Дорожный знак». Рассматривание дорожного
знака «Пешеходный переход».
Тема 1.4. Наша улица
Теория. Закрепление названия города, детского сада; правила движения на
тротуаре:
придерживаться
правой
стороны.
Воспитание
умений
ориентироваться в пространстве
Практика. Режиссёрская игра «Построим
«Светофор». Аппликация «Зебра на дороге».

улицу».

Подвижная

игра

2.
Готовы ли мы стать пешеходами (8 часов)
Тема 2.1. Дом , в котором я живу
Теория. Закрепление домашнего адреса, фамилии, имя, отчества родителей.
Формирование умений воспитанников свободно ориентироваться на плане
микрорайона
Практика. Беседа «Дом, в котором я живу». Словесная игра «Доскажи
словечко». Дидактическая игра «Мой адрес» Проблемная ситуация «Как найти
свой дом».
Тема 2.2. Правила поведения пешеходов
Теория. Расширение представлений воспитанников по правилам поведения
пешеходов. Формировать умение воспитанников адекватно реагировать на
дорожные ситуации, прогнозировать свое поведение в разных ситуациях.
Практика. Рассматривание сюжетных картинок. Подвижная игра «Машины».
Дидактическая игра «Запомни правило». Проблемная ситуация «Что делать,
если ты потерялся». .
Тема 2.3., 2.4. Диагностика. Выявление
воспитанников о ПДД

уровня

представлений

Теория. Закрепление знаний об улице, проезжей части, тротуаре, окружающем
пространстве, закрепление умения правильно и адекватно реагировать на
возникшие дорожные ситуации.
Практика. Режиссёрская игра «Построим улицу», Проблемная ситуация «Что
делать, если ты потерялся», экскурсия по микрорайону.
3.
Транспорт (8 часов)
Тема 3.1. Транспорт прошлого, настоящего и будущего
Теория.
Знакомство дошкольников через информативно-поисковую
деятельность с возникновением различных видов транспорта.

14

Практика.
Беседа
«Машины
прошлого,
настоящего,
будущего».
Рассматривание иллюстраций. Проблемная ситуация «Чем заправить
транспорт». Продуктивная деятельность «Автомобиль будущего».
Тема 3.2. Транспорт помогает людям
Теория. Понятие
грузовой транспорт, воздушный, водный. Умение
ориентироваться на листе бумаги
Практика. Дидактическая игра «Ездит, плавает, летает». Дидактическая игра
«Что? Где? Когда». Дидактическая игра «Гараж». Вечер загадок о транспорте.
Тема 3.3. Профессии
Теория. Представления воспитанников о профессиях. Виды
Нужные и смелые профессии

транспорта.

Практика. Презентация: «Все работы хороши выбирай на вкус». Словесная
игра: «Кто, чем управляет». Беседа «Кем ты будешь».
Тема 3.4. Виды транспорта
Теория. Навыки исследовательской и творческой деятельности.
Практика.

Презентация

детьми

«Виды

транспорта».

Выставка

исследовательских работ воспитанников.
4.
Светофор и его помощники (8 часов)
Тема 4.1. Дорожные знаки, помогающие людям
Теория. Представления
о назначении дорожных знаков. Знакомство с
запрещающими дорожными знаками.
Практика. Беседа «Помощники светофора». Дидактическая игра «Собери
знак». Дидактическая игра дорожных знаков.. «Назови знак». Беседа
«Запрещающие знаки».
Тема 4.2. Дорожные знаки, помогающие людям
Теория. Представления воспитанников о назначении дорожных знаков.
Знакомство с предупреждающим и дорожными знаками.
Практика. Беседа «Знаки предупреждающие». Режиссёрская игра «Расставь
знаки и объясни». Продуктивная деятельность «Раскрась и расскажи».

15

Тема 4.3. , 4.4. Путешествие по городу дорожных знаков
Теория. Уточнение и закрепление представления воспитанников о дорожных
знаках.
Практика. Развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков» с
участием родителей.
5.
Мы пассажиры (6 часов)
Тема 5.1. Я примерный пассажир
Теория. Правила поведения в транспорте, на остановке. Реагирование
дорожные ситуации, прогнозировать поведение в разных ситуациях.

на

Практика. Экскурсия к автобусной остановке. Проблемные ситуации «Что
случится если…». Выставка детских работ «Я пассажир».
Тема 5.2. Спортивный праздник «Правила дорожные детям знать
положено»
Теория. Закрепление знаний о правилах дорожного движения, развитие
физических качеств: силы, ловкости, быстроты в эстафетах.
Практика. Подготовка к спортивному празднику. Дидактическая игра
«Знаешь ли ты?» Дидактическая игра: «Да или нет». Соревнование команд
«Светофорики» и «Пешеходы».
Тема 5.3.Диагностика
Теория. Выявление знаний

о назначении дорожных знаков, запрещающих

дорожных знаков. знаний о правилах дорожного движения.
Практика. Освоение знаний, путем решения проблемных ситуаций « Проед в
общественном транспорте», «Пешеход и перекресток».

6.
Пусть дорога станет безопасной (8 часов)
Тема 6.1. Безопасный путь
Теория. Правила
дорожного движения.
отношения к правилам дорожного движения.

Формирование

осознанного

Практика. Ситуация общения «Как мы с мамой шли в детский сад».
Режиссёрская игра «Помоги Домовёнку дойти до дома». Ситуация общения
«Для чего нужны правила движения». Дидактическая игра «Пройди
лабиринт».
16

Тема 6.2. Велосипед за и против
Теория. Знакомство с правилами велосипедиста.
Практика. Проблемная ситуация «Велосипед - за и против». Фотовыставка
«Мой велосипед». Соревнование в спортивном зале «Полоса препятствий».
Тема 6.3., 6.4. Пусть дорога станет безопасной
Теория. Правила передвижения пешеходов и велосипедистов.
Практика. Наставничество Развлечение «Дорожная азбука» (с участием
инспекторов ГИБДД).
7.
Я примерный пассажир (8 часов)
Тема 7.1. Я и другие пассажиры и пешеходы
Теория. Правила поведения на автобусной остановке, в транспорте.
Практика. Проблемные ситуации «Что делать», «Как поступил бы ты».
Тема 7.2. Я в машине
Теория. Правила поведения в автомобиле.
Практика. Чтение А. Усачева «Правила дорожного движения для будущих
водителей и их родителей».
Тема 7.3. Знаю сам-научу друга
Теория. Формирование умение добывать информацию из разных источников.
Практика. Ситуация общения «Что я знаю по ПДД». «Что хочу еще узнать».
Ситуация общения «Я узнал, вам расскажу».
Тема 7.4. Выполни верно
Теория. Представления
воспитанников о различных видах транспорта,
правилах поведения в транспорте. Развитие умений ориентироваться на листе
бумаги.
Практика. Практическая работа по картам «Найди ошибку и исправь».
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
8.
Знаешь сам – научи товарища (8 часов)
Тема 8.1. В гости к малышам
Теория. Создание детям положительного
Закрепление правил дорожного движения.

эмоционального

настроя.

Практика. Наставничество. Инсценировка «Котик Васька» (для детей второй
младшей группы).
17

Тема 8.2. У нас гости
Теория. Создание детям положительного
Закрепление правил дорожного движения.

эмоционального

настроя.

Практика. Наставничество. Инсценировка сказки «Веселые гуси» детьми
подготовительной к школе группы.
Тема 8.3., 8.4. Диагностика
Теория. Выявление уровня представлений воспитанников о правилах
дорожного движения.
Практика. Наставничество Развлечение «Светофор и его друзья» (с участием
инспекторов ГИБДД).
9.
Правила дорожные детям знать положено (8 часов)
Тема 9.1. Правила дорожного движения
Теория. Закрепление и отработка правил дорожного движения.
Практика. Подвижные игры по желанию детей. Катание на трехколесном
велосипеде. Дидактическая игра «Не нарушай!».
Тема 9.2. Мы пешеходы
Теория. Закрепление и отработка правил дорожного движения.
Практика. Проблемные ситуации «Что делать?», «Как поступил бы ты?».
Ситуация общения: «Правила дорожные надо соблюдать и никогда не
нарушать».
Тема 9.3., 9.4. Диагностика
Теория. Закрепление и отработка правил дорожного движения.
Практика. Экскурсия по микрорайону детского сада «Дорожная азбука» (с
участием инспекторов ГИБДД и родителей)., организация выставки работ
дошкольников «Знатоки ПДД».

18

1.5. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ознакомительный (стартовый уровень) 1 год обучения
Предметные результаты:
К концу п учебного года дошкольники:
 будут знать:
 Термины и понятия: улица, дорога, тротуар, проезжая часть,
разделительная полоса, обочина, кювет, край проезжей части,
перекресток;
 Значения сигналов транспортного и пешеходного светофоров,
расположение этих сигналов;
 Виды транспортных средств: наземный (грузовой, легковой,
пассажирский, мопед, велосипед), воздушный, водный;
 Назначение специальных автомобилей и правила перехода проезжей
части при приближении спец автомобилей. Когда спецтранспорт
применяет звуковой сигнал и проблесковый маячок, для чего он им
нужен;
 Правила поведения пассажиров в транспорте, при посадке и высадке из
транспорта пассажирского и легкового, правила при ожидании
транспорта;
 Правила перехода проезжей части на регулируемом и нерегулируемом
перекрестке, по пешеходному переходу, при переходе дороги с
односторонним и двухсторонним движением;
 Правила движения пешеходов по тротуару, придерживаясь правой
стороны и обочине - навстречу идущему транспорту;
 Виды пешеходных переходов;
 Дорожную разметку «пешеходного перехода»;
 Дорожные знаки для пешеходов, знаки для водителей, какие знаки
помогают пассажирам в пути;
будут уметь:
 Различать виды транспортных средств;
 Переходить проезжую часть по регулируемому и нерегулируемому
перекрестку, по пешеходному переходу, при переходе дороги с
односторонним и двухсторонним движением;
 Двигаться по тротуару и обочине;
 Выполнять Правила безопасности в транспорте (пассажирском и
легковом);
 Соблюдать Правила при ожидании общественного транспорта на
остановке;
 Выполнять Правила поведения при посадке и выходе из транспорта, как
личного, так и общественного;
 Определять по звуку о приближающемся транспорте (близко, далеко);
19

 Использовать в речи дорожные термины и понятия: улица, дорога,
тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, обочина, кювет, край
проезжей части, перекресток;
 Определять, какой сигнал светофора горит, и правильно переходить
проезжую часть в соответствии с сигналами светофора.
Метапредметные:
К концу обучения у дошкольников:
 будут развиты ориентировка в пространстве
 будут развито определение местонахождение предметов: впереди, сзади,
посередине, справа, слева, вверху, внизу, навстречу друг другу
 будут сформированы навыки сотрудничества;
 будут сформированы способности называть действия: остановился,
стоит, разворачивается, тормозит, едет прямо, задним ходом,
поворачивает, подает звуковой сигнал;
 будет расширен общий кругозор;
 будет развит познавательный процесс восприятия: образное и
пространственное мышление, внимание, память;
 будет развито умение участвовать в дорожном движения: быть
пешеходом, пассажиром, водителем велосипеда;
 будет развита согласованность в работе с педагогами и детьми,
 будет развита;
Личностные:
К концу обучения у дошкольников:
 будет воспитана самостоятельность;
 будет воспитана доброжелательность, стремление помочь друг другу;
 будет воспитано бережное отношение к своему здоровью и
безопасности;
 будет воспитано умение правильно выходить к дороге и переходить ее
без сопровождения взрослого;
 будет воспитано умение правильно переходить проезжую часть, крепко
держаться за руку взрослого;
 будет воспитано умение и понятие, где можно играть и кататься на
роликах, велосипеде, самокате;
 будут воспитаны коммуникативные навыки и чувство коллективизма.

20

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год обучения
(уровень)

Дата
начала
занятий

1 год обучения
стартовый
Группа 1,2

01.09.2022

Дата
Количество Количество Количество Режим
окончания учебных
учебных
учебных занятий
занятий
недель
часов в часов в год
неделю
31.05.2023
35
2
70
2 раз в
неделю

В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и
планом работы учреждения.
В период летних каникул занятия проводятся по утвержденному
расписанию, составленному на период летних каникул, в форме
развивающих занятий, экскурсий, тематических мероприятий, или по
краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.
В период всех каникул допускается работа с переменным составом
дошкольников, объединение групп, сокращение численности их состава,
корректировка расписания.
2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Разработка
и реализация
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Знатоки ПДД» осуществляется руководством
МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка» , а также педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование и профессиональное образование
в области, соответствующей профилю программы, в соответствии с
Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых».
Материально-техническое обеспечение
 оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в
достаточном объеме наглядно-информационные материалы, хорошее
верхнее освещение;
 столы и стулья;
 шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;
 доска;
 телевизор;
 магнитофон;
21

 наглядные средства по дорожной тематике (картины, иллюстрации,
плакаты);
 набор слайдов, видеокассеты с видеороликами и мультфильмами, диски
по дорожной тематике и другие наглядные средства обучения;
 уголок для родителей в холле и в каждой возрастной группе;
 схема маршрута безопасного движения в детский сад для
родителей;
 дорожная разметка на территории ДОУ (площадка).
 литература по правилам ПДД.
Материалы:









простые и цветные карандаши;
фломастеры;
пластилин;
акварель и гуашь;
листы формата А3;
листы формата А4;
картон;
цветная бумага для аппликаций и констуирования;

Оборудование:

















ножницы;
клей ПВА;
кисти для рисования и для клея;
линейки;
палитры для гуаши и акварели;
разнообразные трафареты;
непроливайки для воды;
детские игрушки(автомобиль, автобус, троллейбус, грузовой транспорт,
специальный транспорт, поезд пароход, самолет и т.п.;
макет улицы с транспортными средствами, желательно участок
микрорайона с улицами, прилегающими к дошкольному учреждению;
комплект дорожных знаков для пешеходов;
уголок по безопасности дорожного движения для детей;
атрибутика для регулирования движения: жезл, разметка «зебра»,
светофор;
дидактические и настольно-печатные игры;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пассажиры», «Водители» и др.;
подборка видеороликов согласно тематике занятий;
подборка звукозаписей согласно тематике занятий.

22

Методическое обеспечение общеобразовательной программы Особенности
организации образовательного процесса
Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Знатоки ПДД» осуществляется в очной
форме на базе МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка» с воспитанниками старшего
дошкольного возраста(6 -7 лет).
Методики
Применяется методика работы по организации учебного процесса, методика
организации и проведения мероприятия (выставки).
Методы обучения
Для достижения
поставленной
цели и
реализации задач
программы используются следующие методы обучения:
o игровой (игровая
ситуация, сюрпризный момент, игровой
мотив,обыгрывание готовой ситуации);
o объяснительно-иллюстративный (показ педагогом последовательности
выполнения работы с разъяснением);
o наглядный (наблюдение,
рассматривание объектов, показ
способов выполнения и способов действия);
o словесный (рассказ, беседа, объяснение);
o практические – (выработка практических навыков у обучающихся);
o репродуктивные (закрепление,
углубление знаний
и
способов
деятельности).
Методы воспитания:
o мотивация;
o стимулирование, похвала;
o личный пример;
o поощрения;
o замечания.
Формы организации образовательного процесса
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного занятия
Формы организации учебного занятия: игра, беседа, наблюдение, выставка,
конкурс, практическое занятие, моделирование проблемных ситуаций,
экскурсии.
23

Педагогические технологии
В
процессе реализации программы используются
следующие
педагогические технологии:
o технология игровой деятельности;
o технология экспериментирования;
o технология развивающего обучения;
o технологии коллективного творческого воспитания.
o коммуникативная технология обучения;
o здоровьесберегающие технологии;
o групповые технологии;
o технология развития критического мышления;
o личностно-ориентированные технологии;
o технология сотрудничества;
o технология развития ассоциативно-образного мышления;
o технология индивидуализации обучения;
o технология проблемного обучения.
Алгоритм учебного занятия
Как правило, проводятся занятия комбинированного типа, на которых
решается несколько дидактических задач (повторение пройденного,
объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений,
решение поставленной проблемы).
Общая структура занятия :
1.Подготовительная часть:
Организационный этап (приветствие, организация обучающихся, подготовка
необходимых учебных принадлежностей)
Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной
заинтересованности, повышение мотивации к деятельности дошкольников.)
2.Основная часть:
Озвучивание
поставленных задач и темы занятия (объяснение
теоретического материала)
Определение последовательности выполнения задач, (планирование
деятельности, моделирование проблемы, пути ее решения и преодоления)
Указания к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и техники
его исполнения, предупреждение возможных ошибок)
Работа
обучающихся
над
проблемной ситуацией и
руководство
процессом
(осуществление
фронтального,
дифференцированного,
индивидуального
руководства,
повторное
привлечение
внимания
24

обучающихся к объекту, актуализация представлений, активация и
стимуляция деятельности обучающихся).
Физкультминутка проводится в конце основной части занятия.
3.Заключительная часть:
Подведение итогов занятия (обобщение деятельности обучающихся,
просмотр и развёрнутый анализ с точки зрения поставленных задач, оценка
результатов)
Организованное окончание занятия.
Группы старшего дошкольного возраста, обучающихся по программе
«Знатоки ПДД» посещают дети с разным уровнем способностей, поэтому
применяется дифференцированный подход к обучению. Индивидуальные
особенности каждого ребенка учитываются при объяснении им нового
материала.
Методические и дидактические материалы
Методические пособия:
1. Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и
развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2010 – 64с.
2. Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного
возраста ПДД» СПб., издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС»2009 – 208с.
3. Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 - 64с.
4. Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.
5. Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных
учреждений: «Зеленый огонек» под редакцией Котельникова Г. Н, Полуянова
Н.К Ханты – Мансийск 2002.
6. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие
по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста. –СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с
7. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам дорожного движения. М.,
2000.
8.Прокофьева С., Сапгир Г., Мой приятель – светофор. М., 1998.

25

Дидактическое обеспечение программы:
o Плакаты;
o Правила дорожного движения;
o Правила поведения на дороге;
o Транспорт; Профессии, дорожная азбука;
o Дидактические игры;
o Видеоролики согласно тематики занятий;
o Звукозаписи согласно тематике занятий.
Информационное обеспечение:
Литература в помощь освоению образовательной программы:
o Гудимов В.П. Сборник тематических загадок для дошкольников, - М.:
Сфера, 2002.
o Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А.Романовой,
А.Б.Малюшкина. М., 2008.
o Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил
дорожного движения. Минск, 2001.
o Степанкова Э.Я., Филенко М.В. Дошкольникам о правилах дорожного
движения.м., 2002.
o Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного
движения. Киев, 2003.
o Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М., 2004.
o Шорыгина Т.А. Осторожные сказки М., 2002. 16.Шорыгина Т.А. Беседы
о безопасности с детьми 5 – 8 лет. М., 2008.
Наглядный материал
Используется наглядный материал следующих видов:
o дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и
задания для устного опроса, практические задания, и др.) и
дидактические плакаты.;
o схематический или символический (оформленные стенды, таблицы,
схемы, рисунки, чертежи, шаблоны и т.п.);
o образцы готовых рисунков, шаблоны;
o объемный (макеты и муляжи м и к р о р а й о н а , д е т с к о г о с а д а );
o интернет-ресурсы.

26

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Форма аттестации обучающихся: игра, беседа, викторина, конкурс,
путешествие, сказка, соревнование, отчетная выставка, проводимая в конце
учебного года.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
грамоты, дипломы, журнал посещаемости, фото, сертификат.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставки, готовые работы, диагностическая карта, конкурсы.
Формы контроля
Проверка выполнения программы дошкольниками осуществляется в
форме текущего, промежуточного и итогового контроля (педагогическое
наблюдение, опрос, выполнение проблемных заданий и ситуаций, участие в
конкурсах, отчетная выставка).
Входной контроль – проводится с группах старшего дошкольного возраста
МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка». При начале работы по программе «Знатоки
ПДД», изучаются интерес и отношение ребенка к выбранной деятельности,
его личностные качества. Входной контроль проводится в форме беседы с
обучающимся, а также по итогам просмотра выполненного проблемного
задания.
Текущий контроль проводится в течение учебного года на каждом занятии в
форме наблюдения. Педагог определяет степень усвоения дошкольниками
учебного материала, что позволяет педагогу подобрать наиболее
эффективные методы и средства обучения.
Промежуточный контроль проводится в конце полугодия, изучается
динамика освоения предметного содержания ребенком, личностного развития,
взаимоотношений в детском коллективе, контролируется эффективность
работы дошкольников.
Форму промежуточного контроля определяет педагог - педагогическое
наблюдение, викторина, творческое задание, мини выставка, выполнение
проблемных ситуаций
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе с целью
определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка,
его знаний, умений и навыков в форме викторины и выполнения задания, или
участия в творческих конкурсах.

27

Форма проведения итогового контроля
Проверка усвоения теоретических знаний по программе проводится в форме
мониторинга.
Мониторинг проводится два раза в год:

1 – вводный (сентябрь)
2 - итоговый (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.

Результат мониторинга заносится в лист диагностики результатов
образовательной деятельности, знаний и умений по освоению программы
(диагностическую карту) (Приложение №1).
Проверка усвоения практических умений и навыков осуществляется в
форме проведения мониторинга по темам программы.
Уровни и критерии знаний, умений и навыков обучающихся по
окончании
оз н а ко м и те л ьн о г о
(стартового) уровня программы
представлены в Приложении. (Приложение № 1).
Результаты аттестации заносятся в лист диагностики уровня
сформированности практических навыков и теоретических знаний
(диагностическую карту) и должны отражать уровень планируемых
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы.
2.4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
 Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность
дошкольников». Москва «Просвещение», 2000.
 2.Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность». Москва
«Просвещение», 2004
3.Данилова Т.И «Программа «Светофор»
обучение детей дошкольного возраста ПДД» Санкт - Петербург
«ДЕТСТВО - ПРЕСС»2011.

28

Рекомендуемая литература для детей и родителей:
-Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по
основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста. –СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2003 – 144 с
-Материалы окружного конкурса работы дошкольных образовательных
учреждений: «Зеленый огонек» под редакцией Котельникова Г. Н, Полуянова
Н.К Ханты – Мансийск 2002
-Старцева О.Ю «Школа дорожных наук» ООО «ТЦ Сфера» 2008 - 64с.
-Саулина Т.Ф «Три сигнала светофора» М.: «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с

29

3.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1

3.1 Оценочные материалы
Цель: проведения итоговой аттестации - определение степени усвоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Знатоки ПДД» по окончании ознакомительного(стартового) уровня 1 года
обучения.
Задача: проведения итоговой аттестации - проверка навыков, знаний, умений
по темам программы стартового уровня.
Формы проведения:
-Беседы;
-Игры;
-Наблюдения;
-Викторины, конкурсы, соревнования;
-Практические задания;
-Моделирование дорожных ситуаций;
-Создание проблемных ситуаций;
-Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез;
-Дополнительную мотивацию в ходе поиска решений поставленной
задачи.
Продолжительность выполнения работы: 30 минут.
Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению:
«Правила поведения в транспорте».
1.Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?
Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке.
Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или
обочине.
2.Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая
транспорт? Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть
внимательным и осторожным.
3. Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет
невнимательным и неосторожным?
30

4.Как пассажир должен вести себя в транспорте? Пассажир в транспорте
должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места
пожилым людям и пассажирам с детьми.
5. Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? Пассажир не должен
заходить в транспорт с мороженым, можно запачкать других людей. Нельзя
ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить
улицу.
6.Что еще нельзя делать в автобусе?
Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению
«Улица».
1.Что такое улица? Улица - часть города или населенного пункта с дорогой,
дорожными знаками , пешеходными переходами (зебра, подземный,
надземный), домами и учреждениями , школами и детскими садами.
2.Что такое дорога? Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а
также тротуар, обочина, разделительные полосы.
3. Что такое проезжая часть? Проезжая часть - часть дороги, предназначенная
для движения транспорта. Она бывает с односторонним (когда машины
движутся только в одну сторону, в одном направлении) и двусторонним
движением (когда машины движутся в противоположных направлениях),
границы которых обозначены разделительными полосами.
4. Что такое тротуар? Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения
пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
5. Что такое пешеходный переход? Пешеходный переход - участок проезжей
части, обозначенный зеброй и предназначенный для движения пешеходов
через дорогу.
6. Что такое перекресток? Перекресток
дорог, регулируемое светофором.

-

место

пересечения

двух

7. Что такое остановка? Остановка - место, где останавливается транспорт для
посадки и высадки пассажиров.
8. Что такое железнодорожный переезд? Железнодорожный переезд пересечение дорог и железнодорожными путями.
9. Для чего нужен светофор? Светофор нужен для регулирования движения
транспорта и пешеходов через дорогу.
10. Какие бывают пешеходные переходы? Пешеходные переходы
предназначены для движения пешеходов через улицу и бывают трех видов:
наземные (зебра), подземные, надземные.
31

Вопросы мониторинга усвоения Программы по ПДД по направлению:
«Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части».
1.Где ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку? Можно
играть на детской площадке, во дворе.
2. Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? Нужно быть очень
внимательным, потому, ч то во двор часто заезжают машины. Они могут ехать
на большой скорости и сбить ребенка.
3. Почему нельзя играть на проезжей части? Потому что проезжая часть
предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части, ребенок
создает аварийную ситуацию.
4. Почему нельзя играть около проезжей части? Играя около проезжей части,
ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую
машину.
5. Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? Когда играешь с
мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за
ним, можно попасть под машину.
6. Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? Ездить на
велосипеде по проезжей части, разрешается детям после 14 лет. Маленькие
дети должны ездить на велосипедах на детских площадках, во дворах, в
специально отведенных местах. Катаясь нужно соблюдать осторожность и
быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.
7. Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? Можно не
рассчитать скорость движения санок, не успеть затормозить и выехать на
проезжую часть, попасть под машину.
8. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Во дворе, в
специально отведенном месте. Безопасное место находится вдали от проезжей
части и от проезжающих машин.
Критерии оценивания теоретических знаний:
3 балла – высокий уровень - обучающийся владеет теоретическими
знаниями согласно программе, отвечает на задаваемые вопросы на 100 %.
2 балла - достаточный уровень - обучающийся владеет теоретическими
знаниями согласно программе, отвечает более, чем на 50 % задаваемых
вопросов.
1 балла - минимальный уровень - обучающийся владеет теоретическими
знаниями согласно программе не в полном объеме, отвечает менее, чем на
50 %задаваемых вопросов.

32

Критерии оценивания практических умений навыков по разделам
указаны в Приложении № 1 (таблица).
Уровни оценивания практических умений навыков
оцениваются по 3-х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.

Средний показатель качества знаний (количество баллов по результатам
диагностики):
36-72 баллов – программа усвоена дошкольниками на высоком уровне;
16-35 баллов – программа усвоена дошкольниками на достаточном уровне;
5-15 баллов – программа усвоена дошкольниками на минимальном уровне.

Для объективной оценки качества усвоения программы каждым
дошкольником, педагогом заполняется Лист диагностики результатов
образовательной деятельности, где учитывается уровень теоретических
знаний и практических навыков и умений (Приложение № 1).

33

Лист диагностики результатов
образовательной по программе «Знатоки ПДД»
Ознакомительный(стартовый) уровень 1 год обучения
Учебный год

2022-2023 учебный год

Детское объединение «Знатоки ПДД»
№

1

Фамилия,
имя
дошкольника

Улица

Правила
поведения в
транспорте
1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Опасные игры на
дорогах и вблизи
проезжей части
7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

Общее Уровень
количе усвоения
ство програм
баллов
мы
8

2
3
4
5
6

Уровни оценивания дошкольника:
3 балла – высокий уровень
2 балла - достаточный уровень
1 балла - минимальный уровень
Средний показатель качества знаний:
36-72 баллов – программа усвоена дошкольниками на высоком уровне;
16-35 баллов – программа усвоена дошкольниками на достаточном уровне;
5-15 баллов – программа усвоена дошкольниками на минимальном уровне.

34

Приложение № 2
3.2.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематический план
для групп ознакомительного (стартового) уровня 1 года обучения
программы «Познаю и рисую» на 2022-2023 учебный год
№

Наименование
раздела, темы

количество
часов

Дата по
расписанию
По
плану

1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

2.

2.1
2.2

2.3.

2.4.

3.
3.1.

3.2
3.3
3.4.

4.

Сентябрь
Наша улица
Диагностика
Диагностика

Наблюдение
Наблюдение
Проблемные
задачи
Наблюдение
Наблюдение

2
2

Наша улица
Наша улица
Итого за месяц
Октябрь
Готовы ли мы
стать
пешеходами?
Дом, в котором я
живу
Правила
поведения
пешеходов
Диагностика.
Выявление
уровня
представлений
воспитанников о
ПДД
Диагностика

2
2
8

Итого за месяц
Ноябрь
Транспорт
Транспорт
прошлого,
будущего
и
настоящего
Транспорт
помогает людям
Профессии
Виды транспорта
Итого за месяц
Декабрь
Светофор и его

8

По
факту

Форма
аттестации/
контроля

2

Наблюдение

2

наблюдение

2

Наблюдение

2

Проблемная
ситуация

2

Наблюдение
Наблюдение

2

Наблюдение

2
2
8
8

Наблюдение
Мини-выставка

35

Примечание/
корректировка

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

5.
5.1.
5.2.

5.3.

6.

6.1.
6.2.
6.3

6.4.

7.
7.1.

7.2.
7.3.
7.4.

помощники
Дорожные знакипомогающие
людям
Дорожные знакипомогающие
людям
Путешествие по
городу дорожных
знаков
Путешествие по
городу дорожных
знаков
Итого за месяц
Январь
Мы пассажиры
Я
примерный
пассажир
Спортивный
праздник
«Правила
дорожные детям
знать положено»
Диагностика
Итого за месяц
Февраль
Пусть
дорога
станет
безопасной
Безопасный путь
Велосипед за и
против
Пусть
дорога
станет
безопасной
Пусть
дорога
станет
безопасной
Итого за месяц
Март
Я
примерный
пассажир
Я
и
другие
пассажиры
и
пешеходы
Я в машине
Знаю сам-научу
друга
Выполни верно
Итого за месяц

2

Наблюдение

2

Мини-выставка

2

Наблюдение

2

Наблюдение

8
6
2

Экскурсия

2

Наблюдение

2

Проблемная
ситуация

8

2
2

Наблюдение
Наблюдение

2

Наблюдение

2

Наставничество

8
2

Наблюдение

2
2

Наблюдение
Наблюдение

2
8

Наблюдение

36

8.
8.1
8.2.
8.3.
8.4.

9.

9.1.

9.2.
9.3
9.4

Апрель
Знаешь сам научи товарища
В
гости
к
малышам
У нас гости
Диагностика
Диагностика
Итого за месяц
Май
Правила
дорожные детям
знать положено
Правила
дорожного
движения
Мы пешеходы
Диагностика
Диагностика
Итого за месяц
Итого за год

1

Наблюдение

2
2
2
8

Наблюдение
Мини-выставка
Наставничество

2

Наблюдение

2
2
2
8
70

Наблюдение
Экскурсия
Выставка

37

Приложение № 3
3.3.ПЕРЕЧЕНЬ ПРАЗДНИКОВ И МЕРОПРИЯТИЙ
с обучающимися дошкольниками по программе
«Знатоки ПДД» МБДОУ «ДС № 15 «Аленушка»
на 2022-2023 учебный год
Месяц

Тема

Место
Отметка о
проведения выполнении

Сентябрь

1.Развлечение по ПДД «Азбука
дорожного движения».

МБДОУ
«ДС № 15
«Аленушка»

2.Целевая
«Перекрёсток»
Октябрь

прогулка

1.Викторина: «Знатоки
дорожного движения»
2. Проект по ПДД конкурс по
ПДД

МБДОУ
«ДС № 15
«Аленушка»

Ноябрь

1. Развлечение «Пешеходы и
транспорт»

МБДОУ
«ДС № 15
«Аленушка»

Декабрь

1.Викторина по ПДД «Правила
дорожные»

МБДОУ
«ДС № 15
«Аленушка»

Январь

1.Развлечение «Путешествие в
страну ПДД».

МБДОУ
«ДС № 15
«Аленушка»

2.Викторина по ПДД «Умные
знаки».
Февраль

1. Квест - игра по
«Незнайка и светофор»

ПДД

38

МБДОУ
«ДС № 15
«Аленушка»

Март

1.Развлечение
по
ПДД
МБДОУ
«Мальвина учит Буратино «ДС № 15
ПДД».
«Аленушка»
2.
Целевая
прогулка
«Пешеходный переход».

Апрель

1. КВН по ПДД «Правила
движения достойны уважения»

Май

1.Театрализованная
МБДОУ
постановка «Красная шапочка «ДС № 15
идёт в школу».
«Аленушка»

39

МБДОУ
«ДС № 15
«Аленушка»

Приложение № 4
3.4. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
дошкольников, обучающихся по программе «Познаю и рисую»
на 2022-2023 учебный год
Взаимодействие с родителями происходит в разнообразных формах:






Консультации;
Беседы;
Буклеты, памятки;
Родительские собрания;
Совместные развлечения, соревнования, конкурсы и выставки по
Правилам дорожного движения;
 Встречи, беседы с инспектором ГИБДД;
 Просветительская
работа
в
форме
лекций,
семинаровпрактикумов, круглых столов и «Родительский патруль»,:
 Разработки рекомендаций по организации занятий по формированию у
дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
в домашних условиях.

Месяц

Мероприятия

Место
проведения

Сентябрь 1. Привлечение родителей к оформлению
индивидуального маршрута ребенка от дома до
детского сада.

МБДОУ
«ДС № 15
«Аленушка»

2. Индивидуальная работа (привлечь родителей к
изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой
игре) макет дороги.
3.Анкетирование
правилах
движения».
Октябрь

родителей

«Поговорим
о
дорожного

1. Встреча с работником ГИБДД: « Профилактика
детского травматизма на дорогах города».
2. Памятки по ПДДТТ «Ребенок в автомобиле».
3.Участие родителей в занятиях на тему ПДД
40

МБДОУ
«ДС № 15
«Аленушка»

(рассказы пап - водителей о том, как пешеходы
мешают вождению транспорта).
Ноябрь

1. Консультация для родителей: «Безопасность в
МБДОУ
общественном транспорте», «Перевозка детей в
«ДС № 15
личном и общественном транспорте».
«Аленушка»
2.Участие родителей в выставках рисунков по
данной проблеме
3.Совместный досуг развлечение «Путешествие по
городу дорожных знаков». Встреча с сотрудником
ГИБДД

Декабрь

1.Встреча с работником ГИБДД: «Профилактика
детского травматизма на дорогах города».

МБДОУ

1.Практикум для родителей: «Подвижные игры по
правилам дорожного движения».

МБДОУ

«ДС № 15
2.Реклама автомобильного кресла для детей. «Аленушка»
3.Совместное участие детей и родителей в
конкурсе «Гирлянда из дорожных знаков на елку».
Январь

«ДС № 15
2.Совместное участие детей и родителей в «Аленушка»
конкурсе «Стихи про знаки ПДД все сочиняем,
потом рисуем их и все запоминаем».
3.Консультация для родителей «Пример родителей
- один из основных факторов успешного
воспитания у детей навыков безопасного
поведения на улице».
Февраль

1.Участие в подготовке и проведении праздничных
развлечений, выставок по ПДД.

МБДОУ

«ДС № 15
2.Профилактические беседы по предупреждению «Аленушка»
детского дорожно - транспортного травматизма.
3. Памятки на тему «Правила перехода улицы».
Март

1.День открытых дверей: «Профилактика ДДТТ
среди детей».

МБДОУ

«ДС № 15
2.Совместное составление коллажа «Мой двор» в «Аленушка»
рамках Дня открытых дверей.
41

3. Издание буклета для родителей «Как научит
ребенка безопасному поведению на улице?»
(рекомендации родителям по обучению ребенка
ПДД).
4.Конкурс детей и родителей на лучший плакат по
дорожным знакам.
Апрель

1.Участие родителей в проведении месячника по
правилам дорожной безопасности:
Конкурсы рисунков.

МБДОУ
«ДС № 15
«Аленушка»

Участие в детских праздниках.
Экскурсия «Пешеходный переход».
2.Круглый стол для родителей «Работа ДОУ и
семьи по профилактике ДТП».
Май

1. Памятки для родителей по обучению детей
МБДОУ
правилам дорожного движения в соответствии с
«ДС № 15
возрастной категорией детей.
«Аленушка»
2. Аналитические данные дорожно-транспортных
происшествий с участием детей.
3.Совместный спортивный досуг «В гостях у
светофора».

42

Приложение № 5
3.5.ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Знатоки ПДД»

№ п/п

Причина корректировки

43

Дата

Согласовани
ес
заведующим
МБДОУ
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».