Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» Составители программы: Авторский коллектив: Мухоморина Людмила Гавриловна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ «Детский сад №2 «Золотой ключик» города Евпатории Республики Крым», руководитель творческой группы; Кемилева Эльвина Фикретовна, методист Центра дошкольного и начального образования ГБУ ДПО «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования»; Тригуб Любовь Михайловна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»; Феклистова Елена Владимировна, методист МКУ «Методический центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных организаций» управления образования администрации города Евпатории Республики Крым. Цель программы: Гражданско-патриотическое воспитание должно быть в первую очередь нацелено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей стать полноценным участником общественной жизни. Система гражданского воспитания должна решать триединую задачу образования, воспитания и развития личности, способствуя тем самым ее социализации. Цель гражданско-патриотического воспитания состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов, в формировании потребности в труде. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в общественной жизни Крыма, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за него, чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, уважительное отношение к другим людям, людям другой национальности. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Структура программы: 1.Целевой раздел: Пояснительная записка Цели и задачи программы Принципы и подходы к формированию программы Актуальность программы Отличительные особенности про Новизна программы Структура программы Возрастная направленность программы Взаимодействие с семьями воспитанников Планируемые результаты освоения программы Содержательный раздел: Раздел «Природа Крыма» (познавательное и социально-коммуникативное развитие) Раздел «Люди Крыма и их культуры» (социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое и речевое развитие) Подраздел «Речевое общение на родном языке и «языке соседа» Подраздел «Традиционная и современная культура людей живущих в Крыму» Подраздел «История людей и памятников» Подраздел «Художественная литература» Подраздел «Музыка» Подраздел «Играем вместе» Раздел Взаимодействие с семьями воспитанников Организационный раздел : Условия реализации раздела «Природа Крыма» Условия реализации раздела «Люди Крыма и их культуры» Методические подходы к построению педагогического процесса Приложение: Терминологический словарь Список литературы. Цели реализации программы Воспитание у детей уважения к родителям, их культурной самобытности, к языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурным и отличным от его собственной; Воспитание любви к Родине; Подготовка ребенка к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания мира, дружбы между всеми народами, этническими и национальными группами. Цели отвечают содержанию и направленности международных и российских документов о правах ребенка и об образовании. Задачи: 1.Воспитание основ духовной культуры, формирование морально-этического отношения, гражданской позиции: ➢ к семье, родному дому, городу (селу, поселку),Родине; к природе родного края; к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок. 2.Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимательности, уважения к родным и близким людям, к другим и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей, к тем, кто о нем заботиться в детском саду, или сам нуждается в его участии. 3.Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и этическим символам, традициям страны, к государственным и народным праздникам. ➢ ➢ Задачи: 4. Воспитание чувства собственного достоинства, уважительного отношения не только к своей этнической группе, но и уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей. 5.Ознакомление детей с историей, природой Крыма, историей города, села, поселка, в котором они живут с людьми, прославлявшими эти мета. 6. Ознакомление с особенностями языка, бытом и традициями людей, проживающих в Крыму- в том числе с семейными и народными обычаями, народным этикетом, традициями гостеприимства. 7.Обучение этике межнационального общения и «культуре мира». 8. Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур. 9.Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях. Принципы и подходы к формированию программы Принцип приоритета общечеловеческих ценностей; Принцип возрождения, сохранения и развития этнокультурной самобытности и диалога культур; Принцип доступности; Принцип преемственности с начальным звеном образования. Актуальность программы: В наше время педагогическая наука и практика акцентируют вн6имание общества на низком уровне этического, гражданско-патриотического воспитания, на дефиците нравственных норм, торжестве без духовности, влияния антикультуры на подрастающее поколение. Поэтому сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям , как род, родство, Родина. Именно глубокое духовное содержание, нравственная направленность в системе разностороннего воспитания личности обеспечивает ребенку потребности коммуникативного, познавательного, творческого характера, помогает воспринимать мир во всем многообразии, понимать сферу человеческих отношений. Отличительные особенности программы: Направленность на развитие личности ребенка. Патриотическая направленность. Направленность на нравственное воспитание. Направленность на развитие познавательных способностей. Направленность на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Направленность на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка . Новизна программы: Новизна Программы заключается в реализации принципа интеграции федерального и регионального содержания дошкольного образования. Представленная Программа является региональной парциальной образовательной программой, в содержание которой внесены изменения и дополнения в соответствии с основополагающими требованиями ФГОС ДО, задачами государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795). Реализация задач ФГОС ДО требует разработки программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, а также формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей (Раздел 1 п.1.6.). Одним из основных принципов дошкольного образования (Раздел 1 п.1.4.) является учет этнокультурной ситуации развития детей.